Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

 

Докучиц Д.С.,

аспирант Академии управления

при Президенте Республики Беларусь

 

Компетентностный подход как основа обучения управленческих кадров новым технологиям государственного управления

 

     Успешная реализация национальной политики, достижение поставленных стратегических целей и задач невозможно без наличия в госаппарате высококвалифицированных руководящих работников, владеющих и способных внедрять передовые технологии государственного управления.

     На современном этапе развития технологизация государственного управления играет все большую роль. Именно технологии призваны ответить на вопросы «Как? Каким образом?» и являются инструментальной базой руководителя.

     Так как компетенция ближе к понятийному полю «знаю как», чем к полю «знаю что», именно применение компетентностного подхода позволяет ориентировать будущего управленца на изучение и применение самых современных технологий управления.

     Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования формирует такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. В рыночных условиях помимо знаний оказались востребованными умения применять их на практике.

     По данным сравнительного исследования выпускников учебных заведений постсоветских стран (Россия, Беларусь, Украина) и стран Запада (США, Франция, Канада, Израиль), проведенное Мировым банком в 2004 году, зафиксировано, что студенты постсоветских стран показывают очень высокие результаты по критериям «знание» и «понимание» и очень низкие баллы – по критериям «применение знаний на практике». Студенты из западных стран демонстрировали диаметрально противоположные результаты [1, с. 7].

     В результате такого подхода постсоветские страны пришли к ситуации, когда в избытке оказалось огромное количество специалистов с высшим фундаментальным образованием, а реальная экономика стала испытывать нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров. Сегодня работодатели нуждаются в грамотных, имеется в виду для ведения реального бизнеса, юристах, экономистах, управленцах, инновационных менеджерах…

     Переориентация образовательного процесса на приобретение компетенций и компетентности как на свою главную цель и называют компетентностным подходом.

     Наиболее частыми определениями компетенции, используемыми в последние годы, являются: компетенция – базовая характеристика человека, которая причинно связана с оцениваемым на основе критериев эффективным и/или наилучшим исполнением в работе или ситуациях вообще; компетенция – типичная и измеряемая модель поведения, знаний и навыков, способствующих наивысшей эффективности работы [3].

     Автор работы склоняется к следующей трактовке рассматриваемых понятий: компетенция – знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач в определенной предметной области; компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения.

     Предполагается, что для каждой компетенции можно выделить поведенческие индикаторы, представляющие собой стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией. Также считается возможным составить модель компетентности для каждой должности [2, с. 42].

     Компетентностный подход ориентирован на исследование процесса трудовой деятельности, поведения работника, факторов, влияющих на успешность этого процесса. Преимущества применения моделей компетенции:

·                   оценка всех кандидатов на должность по единой для всех модели компетенций позволяет проводить адекватное сравнение кандидатов на должность на основе степени выраженности у них конкретных компетенций;

·                   определять развитость ключевых компетенций у нового сотрудника и при необходимости проводить дополнительное обучение;

·                   возможность построения эффективной системы обучения сотрудников, на основе желаемой и реальной выраженности той или иной компетентности у конкретного сотрудника [3].

     Данный подход ведет к необходимости изменения учебного процесса, так как формирование компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах, позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль за деятельностью обучаемого в этой модельной среде.

Литература

1.              1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – 176 с. – С. 3-13.

2.     Лобанов В.В. Служба высших руководителей в США // Государство и право. – 1996. -  №6. – с. 39-47.

3.     Чурина Л.И., Федорченко С.А. Компетентностный подход при реализации программы подготовки управленческих кадров // Научные записки НГУЭУ [Электрон. ресурс] / Новосибир. гос. университет экономики и управления. – 2007. – № 4. – Режим доступа: http://www.nsaem.ru/ Science/Publications/Science_notes/. – Дата доступа: 23 дек. 2008г.

 

 

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru