Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

Докучиц Д.С., Охрименко А.А., Хайнацкий Е.Н.

 

О подходах к вопросу разработки уровневых моделей управленческой компетентности руководящих кадров

About approaches to the question of modeling managerial competence of public administration personnel

 

Academy of Public Administration under the aegis of the President

of the Republic of Belarus

 

Summary: The article describes different approaches to the modeling of managerial competence for public administration personnel training for different levels

Ключевые слова: подготовка руководящих кадров, модель компетентности, компетентностный подход, управленческая компетентность, государственное управление

Key words: training of the public administration personnel, model of competence, competence approach, managerial competence, public administration

 

В системе непрерывной подготовки руководящих кадров образовательная политика должна быть направлена на согласование форм и методов обучения, содержания образовательных программ со стратегией развития управляемых объектов, целями и задачами органов государственного управления.

Заслуживает внимания тенденция использования компетентностного подхода в организации оценки и подготовки руководящих работников для различных уровней государственного управления. Профессиональная компетентность отражает высокую степень владения современными способами решения профессиональных задач. В этой связи в системе подготовки руководящих работников государственных органов и организаций наблюдается переход от традиционного подхода, ориентированного на получение знаний, к компетентностному, который обеспечивает формирование как профессиональных, так и социально-личностных компетенций.

В теории государственного управления выделяют различные подходы к формированию моделей управленческой компетентности. Авторами выделены два основных подхода: функциональный и уровневый. Следует отметить, что эти два подхода ни в коем случае не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими.

В исследованиях, проводимых в НИИ теории и практики государственного управления Академии управления в 2008–2009 гг., профессиональную подготовку руководящих кадров в Республике Беларусь предлагается проводить в соответствии с профилями компетентности на различных уровнях управления.

Число процессов и функций государственного управления возрастает с повышением уровня управления. Международный и отечественный опыт исследований позволяют предложить следующие положения:

– потребность в управленческих знаниях на различных уровнях государственного управления неодинакова;

– повышение квалификации государственных служащих предлагается осуществлять не реже одного раза в три года по актуальным направлениям государственного управления. Получаемые здесь знания высокопрофессиональны, сконцентрированы на узком вопросе;

– широкую управленческую подготовку руководящих кадров формируют более длительные программы.

Данная система позволит сформировать уровневую модель подготовки руководящих работников в Республике Беларусь.

Сравнительный анализ зарубежного опыта показывает, что уровневое разделение государственных служащих и руководящих работников органов государственного управления характерно для всех стран.

Следует отметить, что именно на базе компетентностного подхода наблюдаются интеграционные процессы в образовательной сфере.

В Европейских государствах и США большую роль при подготовке государственных служащих уделяют определению способностей, которые необходимы для выполнения задач и функций и созданию системы повышения общей и специальной компетентности управленческих кадров. Разработаны различные варианты моделей «Основы эффективного лидерства» [1].

Начиная с момента подписания Болонской Декларации (1999 г.) начинает развиваться общая квалификационная структура Европейского пространства высшего образования (EHEA). Складывается так называемая Европейская система квалификаций (далее – ЕСК). В области высшего образования решение о разработке комплексной системы квалификаций было принято на конференции министров образования стран-членов Европейского Союза по вопросам развития Болонского процесса (Берлин, сентябрь 2003 г.).

Процесс формирования системы квалификаций не означает отход от компетентностного подхода в образовании. В данном случае наблюдается органичное включение и более детальная систематизация принципов компетентностного подхода. Европейская система квалификаций (далее – ЕСК) является рамочной конструкцией, описывающей обобщенную структуру квалификаций образования всех уровней, сопоставимую с национальными системами квалификаций образования.

На основе ЕСК осуществляется сравнение и сопоставление национальных систем квалификаций. Квалификационные уровни (всего их восемь) устанавливаются и описываются посредством дескрипторов результатов обучения, которые, в свою очередь, определяются на основе знаний, умений и широких компетенций, включающих в себя личностные и профессиональные результаты.

Система квалификаций включает в себя рамку квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, систему сертификации качества квалификаций.

Для более детального установления требований к знаниям, умениям и необходимым компетенциям в различных сферах деятельности, в том числе и в области управления, в различных странах разрабатываются профессиональные стандарты. Такие стандарты являются инструментом совмещения интересов и требований сферы труда и сферы образования. Использование профессиональных стандартов позволяет: повышать производительность труда, улучшать качество производства (продуктов) и услуг и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность; снижать затраты на подбор кадров и проведение внутрифирменного обучения; эффективно обновлять (повышать) знания, умения и компетенции сотрудников; определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии; более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке; определять и реализовать четкие и ясные пути карьерного роста; получать рекомендации для прохождения сертификации/аккредитации; повышать свою мобильность в рамках национальной экономики.

При подготовке управленческих кадров в последнее время наблюдается явление быстрого «устаревания» полученных квалификаций. По этой причине профессиональные стандарты не могут быть заморожены в течение нескольких лет. Необходимо постоянно вести работу по их обновлению и актуализации. Этот вопрос является ключевым. Причем для всех стран мира очень актуальным вопросом остается внедрение передового опыта в образовательный процесс. Этот опыт должен быть актуальным и верифицированным на практике. В динамично меняющемся мире сбор и распространение актуального передового опыта является вопросом первой необходимости.

Разработки национальных систем квалификаций ведутся во многих государствах постсоветского пространства. Дальше всех по этому пути на сегодняшний день продвинулась Российская Федерация. НРК Российской Федерации задает единую шкалу квалификационных уровней для разработки отраслевых систем квалификации, профессиональных стандартов, обеспечивая тем самым межотраслевую сопоставимость квалификаций [2].

С целью определения круга выполняемых задач данных должностных лиц был проведен комплексный анализ ряда нормативных правовых актов, а именно:

– Закона Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. «О местном управлении и самоуправлении»;

– Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.06.2004г. №759 «О критериях оценки работы руководящих кадров республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома»;

– Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 октября 2003 г. №135 «Об утверждении квалификационного справочника «Государственные должности государственных служащих»;

– Перечень вопросов по изучению эффективности управленческой деятельности руководителей местных государственных органов в соответствии с распоряжением Главы Администрации Президента Республики Беларусь от 13 августа 2007 г. № 71 ра;

– Регламентирующие документы, размещенные на web-сайтах органов государственного управления , http://www.gomelregion. gov.by/, http://www.vitebsk-region.gov.by/, http://www.grodno-region.gov.by/, http://www.minsk-region.gov.by/]. По результатам анализа можно сделать вывод о том, что профессиональная или техническая компетентность играет ключевую роль у линейных руководителей и руководителей нижнего уровня управления. На более высоких уровнях управления постепенно все большую роль начинает играть управленческая (менеджерская/административная) компетентность, а также корпоративная компетентность.

Поскольку функциональных направлений управленческой деятельности очень много, то в Академии управления крайне сложно будет сформировать все модели компетентности и программы обучения. Функциональную подготовку управленца в Республике Беларусь необходимо распределять по функциональным учебным заведениям и центрам. В Академии управления можно развивать функциональную управленческую компетентность руководящих кадров в рамках специализированных программ повышения квалификации, однако в целом основным направлением работы с руководящими кадрами республики целесообразно считать развитие управленческой и корпоративной компетентности по уровням управления.

Литература

1. Лобанов, В.В. Работа с высшим административным персоналом в США и других зарубежных странах / В.В. Лобанов. – Москва : РАГС, 2006. – 230 с.

2. Прянишникова, О.Д., Лейбович, А.Н. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта / О.Д. Прянишникова, А.Н. Лейбович // Промышленник России. – 2008. – март. – С. 37-41.

 

Резюме: В статье рассматриваются различные подходы к формированию уровневых моделей управленческой компетентности для подготовки руководящих кадров

 

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru