Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

А.А. Охрименко, директор Центра исследований государственной кадровой политики Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат технических наук, доцент

Д.С. Докучиц, старший научный сотрудник Центра исследований государственной кадровой политики Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Е.Н. Хайнацкий, старший научный сотрудник Центра исследований государственной кадровой политики Академии управления при Президенте Республики Беларусь

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

 

С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 2.06.2009 г. №275 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере управления» сформирована многоуровневая и многоступенчатая система подготовки управленческих кадров, позволяющая осуществлять подготовку управленцев от специалиста до руководителя республиканского уровня управления. Данная система предполагает подготовку управленческих кадров в Академии управления, становление и непрерывный профессиональный рост в процессе прохождения государственной службы. В результате ее функционирования реализуется двухступенчатое и двухуровневое высшее, послевузовское, дополнительное образование и самообразование руководящих кадров и лиц, включенных в резервы руководящих кадров.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в процессе подготовки кадров, — ускорение темпов развития общества. В результате в вузе должна вестись подготовка к жизни, о которой сам вуз пока мало что знает. Студенты и слушатели, которые пришли в Академию в 2010 году, будут продолжать свою трудовую деятельность до 2050 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только вузовским преподавателям, но и футурологам.

Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к вузу, заключается в стремительном развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов — создание условий для неограниченного доступа обучаемых к информации, что, в свою очередь, ведёт к частичной утрате вузом позиций монополиста в области образования.

Ещё одно следствие: в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно и самостоятельно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.

Исходя из этого, считаем, что особенностями подготовки управленческих кадров применительно к данной системе, должны быть:

-многоуровневость;

-непрерывность;

-реализация в процессе подготовки опережающего принципа обучения;

-индивидуальные образовательные программы и самообразование обучающихся;

-использование новейших образовательных технологий;

-инновационность.

В современной зарубежной и отечественной литературе известно довольно большое число различных подходов, лежащих в основе подготовки специалистов. В их числе есть как устоявшиеся, так и новые, вошедшие в научный оборот сравнительно недавно. К последним относится компетентностный подход, первые публикации о котором относятся к
70-80 г.г. прошлого столетия.

В НИИ теории и практики государственного управления проводятся исследования, направленные на использование компетентностного подхода для организации подготовки руководящих кадров для различных уровней государственного управления.

В качестве аналога для исследований выбрана работа В.В. Лобанова «Работа с высшим административным персоналом в США» и модель «Основы эффективного лидерства». В данной модели выделены качества, которыми должны обладать все руководители государственных учреждений независимо от должности и характера выполняемой работы. Для каждой группы руководителей установлен различный набор управленческих качеств, причем по мере продвижения по службе и занятия более высоких руководящих постов или уровней управления сфера компетентности расширяется. Указанная модель широко применяется в государственных организациях США с целью повышения эффективности работы руководителей всех уровней.

В результате проведенных исследований указанная модель адаптирована к существующей в Республике Беларусь системе государственного управления.

Предложена уровневая модель управленческой компетентности руководящих работников органов государственного управления, представляющая собой 25 сфер компетентности, разделенных по четырем уровням.

Использование указанной модели позволяет ориентировать образовательный процесс на приобретение обучаемыми управленческих компетентностей и вырабатывать соответствующие управленческие способности.

Данный подход апробирован на 4-х инновационных площадках Республики. По результатам апробации были разработаны Методические рекомендации по организации самообразования руководящих кадров, лиц, включенных в резерв руководящих кадров. Данные методические Рекомендации в соответствии с Указом №275 утверждены Главой Администрации Президента Республики.

Исследован также функциональный подход при разработке моделей компетентности руководящих кадров, который в настоящее время активно используется в Европейской системе квалификаций, Национальной рамке квалификаций Российской Федерации и при разработке профессиональных стандартов.

 

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru