Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

Модель управленческой компетентности руководящих работников

 

Следующей проблемой компетентностного подхода является выделение ключевых компетенций и компетентностей для руководящих работников органов государственного управления.

Выдвинута гипотеза о том, что качества и сферы компетентности руководящих работников в нашей стране и за рубежом близки. В результате сравнительного анализа зарубежного и отечественного опыта работы с управленческими кадрами государственных органов, была выбрана модель «Основы эффективного лидерства», представленная в работах Лобанова В.В., где выделены 22 сферы и качества управленческой компетентности. Чтобы избежать различных толкований, даны их краткие характеристики. Кроме того, для каждой группы руководителей установлен различный набор управленческих качеств, причем по мере продвижения по службе и занятия более высоких руководящих постов сфера компетентности расширяется (таблица).

 Таблица  Модель управленческой компетентности руководящих работников органов государственного управления

 

Качества и сферы компетентности

Определение

1

2

Высший уровень компетентности

 

Общее видение

 

Развитие общего видения в организации, обеспечение широкой поддержки в проведении организационных изменений

Осведомленность о внешней обстановке

Информированность о законах, политике и политиках, административных приоритетах и тенденциях, специальных интересах; понимание внешнего воздействия отдельных лиц и документов; широкое использование информации при принятии решений

Средний  уровень компетентности

 

Творческое мышление

 

Развитая интуиция и умение решать проблемы; поощрение инновационной активности у подчиненных

 

Планирование и оценка

Определение политики, основных направлений развития, планов и приоритетов; изыскание необходимых ресурсов; планирование и координация действий с другими; мониторинг прогресса и оценка результатов; повышение эффективности организации

Ориентация на нужды и потребности граждан

Активное изучение потребностей граждан, удовлетворение их запросов, постоянный поиск путей совершенствования услуг

Управленческий контроль и координация

Обеспечение согласованного взаимодействия процессов в организации, содействие эффективной работе

Финансовое управление

Подготовка и утверждение бюджета, мониторинг расходов, управление договорами и заявками

Управление технологиями

Содействие работникам в получении информации о новых технологиях, применение новых технологий для нужд организации, обучение работников

Управление кадрами

 

  

Обеспечение эффективного подбора, отбора, обучения, оценки и расстановки кадров; поощрения и дисциплинарные воздействия; создание делового морально-психологического климата

Нижний уровень компетентности

Управление разнородным коллективом работников

Признание важности культурных, ценностных, этнических, половых, возрастных и других индивидуальных различий, содействие занятости и развитие равных возможностей всех работников

Управление конфликтами

Предупреждение и разрешение конфронтаций; несогласий и споров в конструктивной манере

Влияние и ведение переговоров

Получение информации об отдельных работниках и основных группах, тесная связь с ними, использование переговоров, убеждений и власти для достижения целей

Формирование команды

Обеспечение сотрудничества, коммуникации и согласия в группе

Основы компетентности

 

Устные коммуникации

 

Умение слушать других, делать ясные и эффективные устные  сообщения для отдельных граждан, работников и групп

Письменные коммуникации

Эффективные письменные коммуникации, понимание и критическое восприятие письменных сообщений

Решение проблем

Выявление и формулирование проблем, анализ информации, имеющей отношение к проблеме, поиск альтернатив и планирование мер по решению

проблем

 

Лидерство

Демонстрация и поощрение высоких стандартов поведения, адаптация стиля управления к ситуациям и людям, умение мотивировать и руководить ими

Навыки межличностных отношений

Понимание и соответствующее реагирование на потребности, чувства, способности и интересы других, обеспечение обратной связи и беспристрастная оценка людей

Самоуправление

Реалистическая оценка своих сильных и слабых сторон, влияния на других; обеспечение обратной связи; постоянная работа по достижению цели; уверенность в своих силах; саморазвитие и самообразование, эффективное управление собственным временем

Гибкость

Приспособление к перемене условий, способность быстро изменять способ действий, эффективная борьба со стрессами

Решительность

Активные действия и готовность к риску, когда это необходимо принятие трудных решений в сложных ситуациях

Компетентность в сфере деятельности

Демонстрирование знаний, умений и навыков в сфере ведения и ответственности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная модель позволяет, во-первых, создать систему отбора и обучения руководителей, ориентированную на развитие у них нужных качеств и знаний, и, во-вторых, проводить оценку руководителей в соответствии с выбранными стандартами.

 

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru