Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс

 

 Д.С. Докучиц

 Успешная реализация национальной политики, достижение поставленных стратегических целей и задач невозможно без наличия в госаппарате высококвалифицированных руководящих работников. Эта аксиома принята во всем мире и неоднократно в разных вариациях упоминалась в выступлениях Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Компетентность, наряду с профессионализмом, включена в перечень тех принципов государственной службы, которые зафиксированы в ст. 6 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

Определения, используемые автором в исследованиях:

компетентность – свойство специалиста, заключающееся в его готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях;

управленческая компетентность – совокупность знаний, навыков, опыта, личностных качеств, позволяющая решать определенную задачу (комплекс задач) для эффективной деятельности в заданной предметной области (областях);

компетенции знания, умения, навыки, опыт и личностные качества, необходимые для решения теоретических и практических задач;

компетентностный подход – переориентация образовательного процесса на приобретение компетенций и компетентности как на свою главную цель, что позволяет перейти в управленческом образовании от ориентации на воспроизведение знания к его применению;

кредитно-модульная система обучения – это модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов);

индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь развития компетентности каждого обучающегося в образовательном процессе.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования формирует такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Поэтому сегодня, как никогда, инновации являются ключевыми факторами обновления профессионального образования на основе компетентностного подхода. В рыночных условиях помимо знаний оказались востребованными умения применять их на практике.

По данным сравнительного исследования выпускников учебных заведений постсоветских стран (Россия, Беларусь, Украина) и стран Запада (США, Франция, Канада, Израиль), проведенного Мировым банком в 2004 году, зафиксировано, что студенты постсоветских стран показывают очень высокие результаты по критериям «знание» и «понимание» и очень низкие баллы – по критериям «применение знаний на практике». Студенты из западных стран демонстрировали диаметрально противоположные результаты. В результате такого подхода постсоветские страны пришли к ситуации, когда в избытке оказалось огромное количество специалистов с высшим фундаментальным образованием, а реальная экономика стала испытывать нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров. Сегодня работодатели нуждаются в грамотных, имеется в виду для ведения реального бизнеса, юристах, экономистах, управленцах, инновационных менеджерах и т. д.

Экономика постсоветских стран активно переходит на рыночные рельсы, а профессиональное образование остается государственным по форме, фундаментальным и академичным по содержанию.

Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода. Вектор общеизвестного в дидактике деятельностного подхода направлен к организации процесса обучения, технологиям практико-ориентированного образования, где весь процесс обучения приобретает деятельностный характер. А компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций.

Многие исследователи, как отмечает В. Хутмахер, соглашаются с тем, что компетенция ближе к понятийному полю «знаю как», чем к полю «знаю что».

Существующая национальная система воспитания и развития руководящих работников, основным звеном которой является Академия управления, несколько не отвечает современной образовательной парадигме, требующей направленности на практическую деятельность руководителя, на формирование управленческой компетентности. Образовательный процесс в настоящий момент сосредоточен на социальных, правовых, экономических и политологических дисциплинах и не сконцентрирован на управлении как таковом. В то же время результаты социологического исследования, проведенного среди слушателей Академии управления, показывают, что 70,8% респондентов высказались в пользу приобретения образования в области управления.

Таким образом, существуют значительные расхождения в том чему и как учат и тем, что необходимо руководителю для его успешной деятельности. Существующие противоречия в национальной теоретико-методологической системе подготовки управленческих кадров поднимают проблему ее концептуального видоизменения на основе мировых тенденций в профессиональном развитии управленцев и запросов действующих руководящих работников.

Использование компетентностного подхода, в том числе связано с модернизацией системы непрерывного образования и формированием навыков деятельности руководителя в конкретных ситуациях.

Заслуживает внимания тенденция использования компетентностного подхода в организации подготовки руководящих работников для различных уровней государственного управления. Это нашло отражение в монографии Лобанова В.В. «Работа с высшим административным персоналом в США», где анализируется американская модель «Основы эффективного лидерства», обращает внимание на то, что в ней выделены те качества, которыми должны обладать все руководителя государственных учреждений независимо от должности и характера выполняемой работы. Для каждой группы руководителей установлен различный набор управленческих качеств, причем по мере продвижения по службе и занятия более высоких руководящих постов сфера компетентности расширяется. Указанная модель находит широкое применение в государственных организациях США в целях повышения эффективности работы  руководителей.

Модели компетентности руководителей служат основой для формирования образовательных программ и соответственно образовательных стандартов в системе непрерывного образования.

Целью внедрения компетентностного подхода в учебный процесс является создание теоретико-методологической основы подготовки управленческих кадров, модернизация системы непрерывного образования и формирование навыков деятельности руководителя в конкретных ситуациях, исполнение принципов Болонской декларации.

К наиболее важным направлениям формирования и развития компетентностного подхода  относятся:

формирование и развитие модели управленческой компетентности;

проектировка учебных планов и программ на основе компетентностного подхода;

организация учебного процесса на основе компетентностного подхода;

внедрение индивидуальной траектории развития компетентности обучаемых;

внедрение кридитно-модульной системы организации учебного процесса;

создание системы оценки уровня компетентности выпускников.

Компетентностный подход в организации учебного процесса предполагает его изменение для создания обучающих ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах и позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль за деятельностью обучаемого в этой модельной среде.

Организация учебного процесса на основе компетентностного подхода включает в себя три этапа – подготовку учебного процесса, его проведение и определение уровня компетентности обучаемого.

Подготовка учебного процесса включает:

создание постоянно действующего экспертного совета  по формированию и утверждению модели управленческой компетентности, учебно-методических групп

утверждение и корректировку уровневой модели управленческой компетентности;

формирование по заявительному принципу и на конкурсной основе учебно-методических групп (далее – УМГ) осуществляется в соответствии с моделью управленческой компетентности.

Проведение учебного процесса осуществляется УМГ по сферам компетентности в соответствии с моделью управленческой компетентности на основании электронного учебно-методического комплекса, утвержденного экспертным советом.

Определение уровня компетентности обучаемых осуществляется УМГ на основании используемых в практической деятельности методик оценки управленческой компетентности в соответствии с международными стандартами и принципами Болонской декларации.

Основным принципом формирования учебных и учебно-тематических планов обучения является определение четкой последовательности формирования компетенций, что позволяет выстраивать содержание образовательной программы, используя модульный принцип разработки курсов, а также компьютерные образовательные технологии.

Учебные и учебно-тематические планы подлежат ежегодной актуализации с целью учета развития каждого курса, изменения конъюнктуры рынка образовательных услуг, а также используемых образовательных технологий и виртуальных сред.

Учебно-тематические планы по курсам разрабатываются и утверждаются в установленном порядке в рамках электронных учебно-методических комплексов.

 

 

 

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru