Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

 

 

Роюк А.Г,

кандидат исторических наук

 

Социологический анализ апробации модели управленческой компетентности руководителей местных органов управления

 

В ноябре-декабре 2010 г. лабораторией социологии государственного управления НИИ ТПГУ было проведено исследование, посвященное изучению апробации модели управленческой компетентности руководителей местных органов управления и типовой модели карьеры госслужащего районного исполнительного комитета на инновационной площадке, в качестве которой выступил Борисовский районный исполнительный комитет. Основой исследования выступили результаты 146 человек, проведенного среди государственных служащих комитета (7,9 % – мужчины, 92,1 % – женщины; в возрасте до 40 лет – 49,4 % опрошенных, свыше 40 лет– 51,6 %).

Так, среди этапов управленческого цикла наибольшие трудности вызывают поиск финансовых, материальных, человеческих ресурсов (45,3 %) и генерация идей, поиск подходов к решению проблемы (30,2 %). В то же время оценка результатов работы, организация самой работы и формулирование целей, задач по решению проблем, вызывают наименьшие трудности (соответственно 5,0 %, 6,5 % и 9,4 %).

С целью определения качества теоретической модели компетентности руководителя местного исполнительного комитета было предложено оценить значимость различных компетентностей для успешного выполнения соответствующих управленческих задач по различным параметрам (профессиональным, инструментальным и социально-личностным управленческим компетентностям).  В целом опрошенные эксперты довольно высоко оценили предложенную модель управленческой компетентности.

Более детально рассматривая степень важности тех или иных профессиональных управленческих компетентностей, эксперты отметили, что в работе руководителей местных органов государственного управления, включая подведомственные, наибольшую степень важности имеет способность оценивать проекты планов и прогнозов социально-экономического развития управляемых объектов (55,4 %). А достаточно важным, но не имеющим определяющего значения, по мнению опрошенных экспертов, является способность анализировать результаты плановой аттестации специалистов отдела (35,3 %). В реализации же профессиональных управленческих способностей максимально высокие оценки со стороны экспертов получили такие знания, как нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование экономики, и методы планирования и прогнозирования процессов социального, экономического развития территории, в том числе потребностей в трудовых, материальных и финансовых ресурсах (58,1 % и 40,3 % соответственно). Также высоко было оценено использование таких знаний как порядок работы с обращениями граждан, единые дни приема граждан и их продолжительность (38,0 %) и форм и методов подбора квалифицированных кадров (конкурсный отбор, квалификационный экзамен, ротация кадров) (37,2 %).

Среди инструментальных управленческих способностей наибольшую степень важности эксперты присвоили способности сформировать рабочую группу, распределить задания между членами рабочей группы, определить сроки и форму представления результата (76,4 %); способности сформулировать управленческую проблему из числа квалифицированных специалистов, отобрать кандидатуры в состав команды, провести переговоры среди членов команды относительно их ролей, составить план действий команды (63,9 %); способность четко довести о достигнутых целях, эффективности предпринятых мер (59,7 %). И именно методы организации коллективной работы, по мнению экспертов, являются наиболее значимыми для проявления инструментальных управленческих способностей (68,2 %). Владение нормами деловой переписки и делопроизводства получило у экспертов оценку самой низкой значимости (39,8 %), равно как и порядок документооборота в государственном управлении среди первоочередных знаний в реализации инструментальных управленческих способностей (27,1 %).

Наибольшую степень важности эксперты присвоили практически всему набору социально-личностным управленческим способностям, чего не наблюдается при оценке профессиональных и инструментальных управленческих способностей: готовность нести ответственность за результаты работы управляемых объектов (78,4 %), соблюдение этических норм в социальном взаимодействии (73,2 %), способность самостоятельно принимать ответственные решения (69,6), проявление инициативы в решении управленческих проблем, способность просчитывать возможные варианты действий (69,6). Наименьшие, хоть и высокие рейтинги среди социально-личностных управленческих способностей, представленных в модели управленческой компетентности, имеют способность оказывать влияние на подчиненных в реализации управленческих задач (46,8 %) и готовность и способность участвовать в делах общества (45,6 %). Это показывает предпочтительность индивидуальности (но и активности индивида) при выполнении управленческих задач. Это является примечательным, если учесть, что такие факторы как доверие подчиненных и доверие руководства получили относительно невысокие рейтинги по степени значимости для профессиональной карьеры в целом.

Первостепенными знаниями для реализации социально-личностных управленческих способностей, согласно мнениям опрошенных экспертов, являются культура делового общения, этические нормы в социальном взаимодействии (60,5 %) и личностные качества эффективного руководителя (52,7).

Оценивая предложенную теоретически разработанную типовую модель карьеры госслужащего районного исполнительного комитета, эксперты в целом положительно оценили заложенные в модели необходимые изменения в профессиональных, инструментальных и социально-личностных компетентностях для продвижения на вышестоящую должность. Однако они также отметили, что в модели, на их взгляд, в ряде случаев имеется и слабая корреляция между некоторыми преобладающими характеристиками карьерного роста госслужащего и требованиями, предлагаемыми в теоретически разработанной типовой модели карьеры госслужащего районного исполнительного комитета. В частности, для продвижения главного специалиста на вышестоящую должность имеют достаточно высокую значимость, но не определяющее значение такие изменения в управленческих компетентностях как генерация новых идей и выполнение наиболее сложных и ответственных управленческих задач. Для продвижения заместителя начальника отдела на вышестоящую должность имеют достаточно высокую значимость, но не определяющее значение такие изменения в управленческих компетентностях как оценивание и стимулирование коллективных результатов труда. Здесь необходимо вспомнить, что среди этапов управленческого цикла, как отмечалось выше, именно поиск финансовых, материальных, человеческих ресурсов и генерация идей, поиск подходов к решению проблемы вызывают наибольшие трудности в деятельности государственных служащих районного исполнительного комитета.

Наиболее значимыми объективными и субъективными факторами для профессиональной карьеры в целом, по мнению экспертов, являются интерес к работе (74,2%) и способность решать нестандартные и сложные задачи (74,2%). Также высокие рейтинги получили такие факторы как эмоциональная устойчивость (56,2 %), стремление к достижению лучших результатов (54,7 %), критичность, требовательность к себе (50,8 %). И в то же время такие важные факторы как доверие подчиненных и доверие руководства получили сравнительно невысокие рейтинги (24,2% и 20,3%), а планирование карьеры вовсе очень низкий процент (7,0%).

Наиболее приемлемым и эффективным методом оценки личностных качеств работников при отборе кандидатов на вакантную должность, по мнению опрошенных экспертов, является собеседование (84,6 %), изучение профессиональной биографии претендента и результатов его деятельности (72,3 %) и анализ личных документов претендента (57,7 %), что является вполне традиционным в белорусской управленческой практике последних времен. А такие методы оценки персонала, применяемые в рамках компетентностного подхода в управленческой деятельности, как изучение мнения коллектива о претенденте, психологическое тестирование и экспертные оценки получили низкий рейтинг популярности (соответственно 9,2 %, 7,7 % и 1,5 %).

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru