Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

Использование компетентностного подхода при отборе

и подготовке управленческих кадров

 

Успешная реализация национальной политики, достижение поставленных стратегических целей и задач невозможно без наличия в госаппарате высококвалифицированных руководящих работников. Эта аксиома принята во всем мире и неоднократно в разных вариациях упоминалась в выступлениях Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Компетентность, наряду с профессионализмом, включена в перечень тех принципов государственной службы, которые зафиксированы в ст. 6 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь». Переориентация образовательного процесса на приобретение компетенций и компетентности как на свою главную цель и называют компетентностным подходом.

Компетентность – интегральное качество личности, проявляющееся в способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельную и успешную работу.

Данный подход ведет к необходимости изменения учебного процесса, так как формирование компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах, позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль за деятельностью обучаемого в этой модельной среде.

Обобщим существующие гипотезы:

·                   Подготовка управленцев не может базироваться на традиционной знаниево-навыковой концепции обучения и требует перехода к формированию у студентов стойких творческих и исследовательских навыков, умения решать проблемы;

·                   Управленцы это люди, обладающие бесценным практическим опытом, и процесс их обучения должен быть настроен на соединение этого опыта с теоретическими концепциями и обогащение опытом других управленцев;

·                   Традиционные методики обучения, базирующиеся на лекционной форме подачи материала, неудовлетворительно ориентированы на использование практического опыта, нередко наблюдаются элементы антагонизма между обучением и профессиональной деятельностью;

·                   Сложность вовлечения в образовательный процесс опыта управленца связана также с тем, что это должно сопровождаться критическим переосмыслением устаревших ментальных моделей, стереотипных поведенческих реакций и решений;

·                   Управленец должен получить устойчивые навыки рефлексии умения выявлять и корректировать неадекватные модели на основе соотнесения реального и планируемого хода событий с привлечением новых данных и практического опыта;

·                   Управленец принципиально не может опираться на застывшие теоретические истины, поэтому в управлении логика науки не доминирует, а является органичной компонентной наравне с конкретным профессиональным знанием и инновационной управленческой деятельностью;

·                   Для управленцев время более дефицитный ресурс, чем деньги, поэтому желательно использовать для их обучения такие организационные формы, которые допускают определенную гибкость учебного графика.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования формирует такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Поэтому сегодня, как никогда, инновации являются ключевыми факторами обновления профессионального образования на основе компетентностного подхода.

В рыночных условиях помимо знаний оказались востребованными умения применять их на практике.

По данным сравнительного исследования выпускников учебных заведений постсоветских стран (Россия, Беларусь, Украина) и стран Запада (США, Франция, Канада, Израиль), проведенное Мировым банком в 2004 году, зафиксировано, что студенты постсоветских стран показывают очень высокие результаты по критериям «знание» и «понимание» и очень низкие баллы – по критериям «применение знаний на практике». Студенты из западных стран демонстрировали диаметрально противоположные результаты.

В результате такого подхода постсоветские страны пришли к ситуации, когда в избытке оказалось огромное количество специалистов с высшим фундаментальным образованием, а реальная экономика стала испытывать нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров. Сегодня работодатели нуждаются в грамотных, имеется в виду для ведения реального бизнеса, юристах, экономистах, управленцах, инновационных менеджерах…

Экономика постсоветских стран активно переходит на рыночные рельсы, а профессиональное образование остается государственным по форме, фундаментальным и академичным по содержанию.

Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода. Вектор общеизвестного в дидактике деятельностного подхода направлен к организации процесса обучения, технологиям практико-ориентированного образования, где весь процесс обучения приобретает деятельностный характер. А компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций.

Многие исследователи, как отмечает В. Хутмахер, соглашаются с тем, что компетенция ближе к понятийному полю «знаю как», чем к полю «знаю что».

Существующая национальная система воспитания и развития руководящих работников несколько не отвечает современной образовательной парадигме, требующей направленности на практическую деятельность руководителя, на формирование управленческой компетентности. Образовательный процесс в настоящий момент сосредоточен на социальных, правовых, экономических и политологических дисциплинах и не сконцентрирован на управлении как таковом. В то же время результаты социологического исследования, проведенного среди слушателей ВУЗов, показывают, что 70,8% респондентов высказались в пользу приобретения образования в области управления.

Таким образом, существуют значительные расхождения в том чему и как учат и тем, что необходимо руководителю для его успешной деятельности. Сегодня требуется создать эффективную систему работы с руководителями, уделив основное внимание развитию их профессиональных знаний и навыков. Здесь возможно использовать практику зарубежных стран, в которых имеются эффективные системы подготовки руководящих кадров, используются современные кадровые технологии, накоплен разносторонний практический опыт, как положительный, так и отрицательный. Примечательно, что в мире наблюдается переориентация образовательного процесса на приобретение компетенций и компетентности как на свою главную цель, т.е. переориентация на компетентностный подход.

 

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru