Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

 

Методика оценки уровня сложности знаний, умений и навыков, управленческих кадров

 

При аттестации управленческих кадров, формировании резерва руководящих кадров профессионально-квалификационный уровень, как правило, оценивается уровнем полученного образования, стажем работы, прохождением повышения квалификации (учитываются ее разные формы). Итогом оценки является, как известно, установление степени соответствия аттестуемого квалификационным требованиям замещаемой должности.

Использование компетентностного подхода к оценке руководителей позволяет более дифференцированно оценить сложность решаемых задач и соответствующих им знаний, умений и навыков.

Исходя из того, что в качестве критериев сложности предложено рассматривать характерные особенности объектов управления, представляется целесообразным классифицировать управленческие задачи по объектам и функциям управления. Далее необходимо выделить признаки сложности объектов управления (однородность, неоднородность).

Классифицировать управленческие функции по группам сложности (высокая сложность, средняя сложность, низкая сложность) следует, ориентируясь на признаки их сложности. Высокая сложность предполагает творческий, поисковый характер деятельности, связанный с подготовкой нестандартных, многовариантных проектов управленческих решений, оценкой вариантов. Для управленческих задач средней сложности характерным признаком является аналитико-конструктивная деятельность, осуществляемая по известным правилам, ранее установленным инструкциям. К управленческим задачам низкой сложности относятся такие виды работ, как сбор необходимой информации и ее первичная обработка.

Использование компетентностного подхода к деятельности руководителя требует установления содержания сфер компетентности по общим функциям управления, что дает основание к определению необходимых знаний в разрезе учебных дисциплин (таблица ).

Таблица  – Требования к знаниям, умениям руководителей местных органов управления

  

Объекты управления: население, трудовые ресурсы, занятость.

Коммунальная собственность. Экономика  и рыночные отношения в регионе, на подведомственной территории. Предпринимательская и инвестиционная деятельность. Бюджетные средства, местный бюджет. Землеустройство, землепользование.

Государственные программы: социально-экономического развития территории, «Чистая вода», «Энергосбережение» и др.

Хозяйствующие субъекты, учреждения и организации социально-культурного комплекса. Жилищно-коммунальное хозяйство.

Дороги местного значения. Учреждения и организации социально–культурной сферы. Объекты агропромышленного комплекса.

Функции управления: нормотворческая, нормоприменительная,

организационно-распорядительная

Перечень способностей руководителя

Требования к знаниям и умениям

Обеспечивающие учебные дисциплины

1

2

3

1. Разрабатывать правовые акты по реализации законодательства Республики Беларусь, нормативных правовых актов Главы государства, Правительства, решений вышестоящих органов

Знание: механизма действия законодательных актов; особенностей применения нормативных правовых актов в местном управлении

Правотворческий процесс и правоприменительная  деятельность.

Местное управление и самоуправление

2. Дать реальную оценку процессам приватизации, состоянию и использованию коммунальной собственности на подведомственной территории

Методы регулирования отношений собственности в регионе

 

Государственное регулирование экономики в условиях белорусской модели развития.

Управление  государственной собственностью

3. Дать реальную оценку состояния трудовых ресурсов в регионе и прогноза их дополнитель-ной потребности

 

 

 

 

Методы регулирования трудовых отношений в регионе

Государственное регулирование экономики в условиях белорусской модели развития

 

1

2

3

4. Определять  приоритетные  направления социально-экономического развития подведомственной территории

Умение определять   перспективные и текущие цели социально-экономи-ческого развития подведомственной территории

Государственное управление социально-экономическим развитием региона

5. Разработать региональную программу поддержки малого предприниматель-ства, привлекать субъекты малого предпринимательства в реализацию региональных программ социально-экономического развития

Знание правовых  и организационных форм поддержки малого предпринимательства

Государственное регулирование экономики в условиях белорусской модели развития

 

 

Функции управления: планирование и координация деятельности

 

6. Разрабатывать стратегические планы научно-технического прогресса агропромышленного комплекса, программы наращивания  продовольственных ресурсов на подведомственной территории

Знание методов стратегического планирования

Стратегическое управление предприятиями агропромышленного комплекса.

Экономический механизм развития предприятия

7. Разрабатывать  перспективные планы   жилищного строительства на подведомственной территории

Знание методов  перспективного планирования

Государственное управление социально-экономическим развитием региона. Стратегическое управление

8. Развивать социальную инфраструктуру подведомственной территории

 

 

Знание методов планирования социального планирования

Государственное управление социальной сферой

 

1

2

3

9. Определять потребность в трудовых ресурсах для реализации программ социально-экономического развития подведомственной территории

Знание методов определения текущей и перспективной численности трудовых ресурсов  подведомственной территории

Государственное управление социально-экономическим развитием региона

 

10. Определять текущую и перспективную потребность в материальных и финансовых ресурсах на нужды  социально-экономического развития подведомственной территории

Знание методов определения потребности в ресурсах

Государственное управление социально-экономическим развитием региона.

Управление финансами региона

11. Организовать совместное обсуждение проблем с заинтересованными организациями, учреждениями

Знание психологических особенностей ведения переговоров, приемов влияния и убеждения 

Психологические аспекты деятельности управляющих.

Деловое общение в госаппарате

12. Обеспечивать  постоянное изучение потребностей населения в образовательных услугах  и квалифицированной медицинской помощи

Знание методов изучения спроса населения  на услуги в сфере образования  и медицинского обслуживания

Государственное управление социальной сферой

 

Функции управления: оценка и стимулирование

 

13. Критически и объективно  оценивать информацию о состоянии хода выполнения  государственных отраслевых программ, плановых заданий

Знание плановых и прогнозных показателей государственных и отраслевых программ

Государственное управление социально-экономическим развитием региона.

Основы анализа социально-экономических процессов

 

 

 

 

1

2

3

14. Оценивать информацию о  качестве социального обслуживания населения  на подведомственной территории   

Знание требований

нормативов государственных минимальных  социальных стандартов

 

Государственное управление социальной сферой

15. Объективно оценивать результативность работы предприятий и учреждений на  подведомственной территории

Знание методов и критериев оценки эффективности работы  предприятий и учреждений разных форм собственности

Экономика предприятия.

Анализ хозяйственной и финансовой деятельности предприятия

16. Стимулировать развитие предпринимательства и малого бизнеса на подведомственной территории

Знание методов и форм стимулирования развития предпринимательства на подведомственной территории

Государственное управление малым и средним бизнесом

17. Стимулировать инновационную деятельность на подведомственной территории

Знание методов и форм стимулирования инновационной деятельности

Инновационное развитие  экономики

 

Анализ показывает, что для успешной деятельности руководителю местного исполнительного комитета необходимы знания не только управленческих, но и комплекса правовых дисциплин, связанных с регулированием трудовых и хозяйственных отношений. Необходимы знания психологических особенностей процессов принятия управленческих решений, координации деятельности, управленческих методов воздействия на подчиненных для обеспечения достижения целей управления.

 

 

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru