Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

Методологические особенности разработки уровневых моделей управленческой компетентности

 

В настоящее время для успешного осуществления управленческих функций, каждому государственному служащему необходимо находиться в системе непрерывного обновления своих профессиональных знаний.

Крайне важной задачей становится формирование управленцев имеющих знания, соответствующие уровню прогресса, способных использовать технологии управления.

Кадровое обеспечение органов государственного управления направлено на решение многих задач. Основное его значение заключается в опережающем наращивании числа специалистов, для обновления состава государственных служащих, в первую очередь занятых в аппарате и структурах как республиканского, регионального, так и местного уровней.

В теории государственного управления выделяют различные подходы к формированию моделей управленческой компетентности. Остановимся на двух основных подходах: функциональный и уровневый. Следует отметить, что эти два подхода ни в коем случае не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими, мы же остановимся на описании уровневого подхода к формированию управленческой компетентности.

 

   Система непрерывного образования государственного служащего

 Исходя из концепции уровневой подготовки, целесообразно определить содержание деятельности руководящих работников на каждом из уровней системы управления.  Следует отметить, что система образовательных стандартов по специальности «Государственное строительство»  ориентирована на последовательное наращивание управленческих компетенций по мере служебного роста, изменения масштаба и уровня деятельности управленческих кадров. Она составляет основу системы непрерывного образования, передачи знаний и обмена опытом в учреждениях образования.

Число процессов и функций государственного управления возрастает с повышением уровня управления. Международный и отечественный опыт исследований позволяют предложить следующие положения:

– потребность в управленческих знаниях на различных уровнях государственного управления неодинакова;

– повышение квалификации государственных служащих предлагается осуществлять не реже одного раза в три года по актуальным направлениям государственного управления. Получаемые здесь знания высокопрофессиональны, сконцентрированы на узком вопросе;

– широкое видение управленческих кадров формируют более длительные программы.

Наибольший объем знаний и компетенций (высший уровень управленческой компетентности) требуется управленческой элите. Пример: руководящие работники республиканского уровня (реестры Главы государства и Совета Министров Республики Беларусь) обучаются на второй ступени высшего образования в магистратуре (возможен другой вариант наименования – повышение квалификации, специализированные программы развития компетентности).

 

Уровни подготовки управленческих кадров.

 

Данная система позволит сформировать уровневую модель подготовки руководящих работников.

В Европейских государствах и США важную роль при подготовке государственных служащих уделяют определению способностей, которые необходимы для выполнения задач и функций и созданию системы повышения общей и специальной компетентности управленческих кадров. Разработаны различные варианты моделей «Основ эффективного лидерства», «Управленческой компетентности».

На данном этапе исследования нами поставлена задача провести корректировку уровневой модели управленческой компетентности на основе системного анализа нормативно-правовых документов Республики Беларусь, зарубежного опыта по формированию уровней управления и уровней управленческой компетентности, формированию рамок квалификации и профессиональных стандартов управленца.

С целью определения круга выполняемых задач данных должностных лиц был проведен комплексный анализ ряда нормативных правовых актов, а именно:

– Закона Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. «О местном управлении и самоуправлении»;

– Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.06.2004 г. № 759 «О критериях оценки работы руководящих кадров республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома»;

– Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 октября 2003 г. № 135 «Об утверждении квалификационного справочника «Государственные должности государственных служащих»;

– Перечень вопросов по изучению эффективности управленческой деятельности руководителей местных государственных органов в соответствии с распоряжением Главы Администрации Президента Республики Беларусь от 13 августа 2007 г. № 71 ра;

– Регламентирующие документы, размещенные на web-сайтах органов государственного управления: [http://www.region.mogilev.by/

По результатам анализа можно сделать вывод о том, что профессиональная или техническая компетентность играет ключевую роль у линейных руководителей и руководителей нижнего уровня управления. На более высоких уровнях управления постепенно все большую роль начинает играть управленческая (менеджерская/административная) компетентность, а также корпоративная компетентность.

Поскольку функциональных направлений управленческой деятельности много, то в учреждении образования крайне сложно будет сформировать все модели компетентности (по различным функциональным направлениям), а также программы обучения по всем направлениям. Функциональную подготовку управленца   необходимо распределять по функциональным учебным заведениям и центрам. В учреждении образования можно развивать функциональную управленческую компетентность руководящих кадров в рамках специализированных программ повышения квалификации, однако в целом основным направлением работы с руководящими кадрами республики целесообразно считать развитие управленческой и корпоративной компетентности по уровням управления.

Сравнительный анализ зарубежного опыта показывает, что уровневое разделение государственных служащих и руководящих работников органов государственного управления характерно для всех стран. Такое деление в той или иной степени зафиксировано в нормативных и правовых актах.

Деление руководящих работников по уровням управления зафиксировано и в нормативных и правовых актах Республики Беларусь. Так, существуют реестры государственных должностей различного уровня, классы государственных служащих. В Постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 октября 2003 г. № 135 «Об утверждении квалификационного справочника «Государственные должности государственных служащих» выделяют следующие критерии: уровень управления, масштаб и характер решаемых задач (республиканский, областной, городской, районный, поселковый (сельский); степень влияния на социальное, экономическое развитие республики (Палата представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариаты, Правительство Республики Беларусь и его Аппарат, местные Советы депутатов и их аппараты, исполнительные и распорядительные органы и их аппарат, республиканские органы государственного управления, их территориальные подразделения, управления и отделы); характер деятельности и функции структурных подразделений государственных органов (подразделения, выполняющие основные функции, непосредственно вытекающие из задач государственного органа, подразделения по кадровому, информационному и другому обеспечению и др.).

Концепция компетентностного подхода к формированию учебных программ подготовки руководящих кадров активно реализуется в США и в большинстве стран Западной Европы. В последнее время данный подход получил широкое распространение и в постсоветских странах, в том числе в Беларуси. Вместе с тем именно на базе компетентностного подхода наблюдаются интеграционные процессы в образовательной сфере.

Начиная с момента подписания Болонской Декларации (1999 г.) начинает развиваться общая квалификационная структура Европейского пространства высшего образования (EHEA). Складывается так называемая Европейская система квалификаций (далее – ЕСК). В области высшего образования решение о разработке комплексной системы квалификаций было принято на конференции министров образования стран-членов Европейского Союза по вопросам развития Болонского процесса (Берлин, сентябрь 2003 г.).

Процесс формирования системы квалификаций не означает отход от компетентностного подхода в образовании. В данном случае наблюдается органичное включение и более детальная систематизация принципов компетентностного подхода. ЕСК является рамочной конструкцией, описывающей обобщенную структуру квалификаций образования всех уровней, сопоставимую с национальными системами квалификаций образования.

 

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru