Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

 

 

Структура комплексной модели компетентности руководителя

 

Современная теория управления является системой научных знаний. Рыночные отношения вносят в технологии управления принципиально новый ситуационный аспект, усиливается неопределенность, появляются непредвиденные и неожиданные процессы. По определению Г.В. Атаманчука «…государственное управление и его управляющие воздействия и их восприятие управляемыми объектами состоят из множества разнокачественных элементов сознания, создающих сложнейшие условия для управленческих процессов. Отсюда неопределенность, вероятность как в содержании управленческих решений, его толковании и аутентичности понимания, так и в надежности его реализации».

Принимать руководителю нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени возможно на основе знания методов, принципов управления, учитывая реальную обстановку и имеющийся опыт действий в подобных условиях.

Модель компетентности позволяет типизировать основные направления управленческих действий в зависимости от целей, управленческих функций и уровня иерархии субъекта управления. Обоснованность управленческих действий подкрепляется необходимой нормативной и правовой базой, учебной литературой.

Составные элементы комплексной модели компетентности руководителя органа государственного управления следующие:

▫ объекты / объект управления;

▫ перечень управленческих задач по общим функциям управления (организация, контроль, планирование, прогнозирование и т.д.) в привязке к управляемым объектам/объекту;

▫ сферы компетентности, соответствующие содержанию управленческой задачи;

▫ поведенческие индикаторы / управленческие действия, соответствующие решаемым управленческим задачам;

▫ правовое и учебно-методическое обеспечение успешности реализации управленческих действий (необходимые знания, нормативные правовые документы, учебные дисциплины).

В теории государственного управления в качестве управляемых выделяются три уровня управляемых объектов:

– человек (в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности);

– коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности;

– общество в целом, его социальные образования, отношения , связи и процессы, возникающие в нем.

В числе управляемых объектов выделяются видовые их группы: экономические, социальные, духовные.

В экономических управляемых объектах потребляются природные ресурсы, средства производства, рабочая сила, создаются новые продукты производственного и непроизводственного назначения.

В социальных управляемых объектах осуществляется деятельность, направленная на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, организацию образования, создание жилищных, коммунальных, торговых, бытовых условий. Они обеспечивают коммуникациями и связаны с экономическими объектами, так как потребляют и продукцию.

Духовными управляемыми объектами осуществляется духовно-теоретическая  деятельность коллективов, социальных сообществ. Ее результат – выработка идей, и взглядов, мировоззренческих представлений, эстетических и этических ценностей.

Следует выделить и комплекс свойств управляемых объектов. В их числе – самоактивность, которая реализуется в преобразовании окружающих условий; адаптация к складывающейся ситуации; саморегулирование как реакция на насущные жизненные потребности .

Таким образом, многообразие и качественная специфика управляемых объектов составляет основу для формирования видов государственно -управляющих воздействий. Следует подчеркнуть, что спецификой управленческого воздействия в государственном управлении является опора на государственную власть.

Перечень управленческих задач, решение которых обязывает руководителя действовать в определенном правовом поле, формируется с учетом особенности управляемых объектов, общих функций управления (планирование, прогнозирование, нормоприменение, нормотворчество, анализ, учет и контроль, координация, стимулирования). При формировании отдельных моделей руководителей учтено принятое распределение управленческих функций  по уровням иерархии.

В содержании управленческих задач руководителя можно выделить группы специфических, связанных с особенностями управляемых объектов, а также группы типовых. К их числу относятся: организация методического руководства по специальным вопросам курируемой сферы деятельности; организация работы коллегиального органа управления; организация работы с обращениями граждан и государственных органов; обеспечение кадрами органа управления; организация оценки эффективности структурных подразделений органа управления; повышение эффективности собственной деятельности.

В привязке к управленческим задачам выявлены сферы компетенций, для которых представлены управленческие действия, реализующие решение соответствующей управленческой задачи. Структурным элементом модели компетентности руководителя является правовое и учебно-методическое обеспечение успешности реализации управленческих действий. В нем раскрываются необходимые профессиональные знания, их обеспечивающие нормативные правовые документы и учебные дисциплины.

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru