Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

  Управленческая компетентность руководителя 

 

Достижение стратегических целей устойчивого социально-экономического развития в условиях динамичности происходящих общественно – политических процессов невозможно без наличия высококвалифицированных руководящих работников.

Требуются целенаправленные и энергичные действия по обновлению и подготовке управленцев, особенно среднего и высшего звена, способных действовать в новых условиях, разрабатывать стратегию развития, реализовывать реформы, работать в кризисных условиях, умеющих оперативно реагировать на гражданские инициативы, использовать инновационный потенциал государства и отдельных граждан.

Деятельность руководителя представляет собой единство разноплановых ее сторон – социально-экономической, организационно-технической, информационной и социально-психологической. Характер труда руководителя обусловлен действием объективных законов и закономерностей системы управления.

Руководитель – организатор принятия и реализации управленческих решений. В процессе своей деятельности он сталкивается с производственно – экономическими и социальными проблемами. Важным элементом в деятельности руководителя является разработка процедуры принятия решения. При решении сложных проблем руководитель рассматривает несколько вариантов, возглавляет работу по согласованию предлагаемых решений с государственными органами, организациями, учреждениями и лицами, заинтересованными в решении данной проблемы.

Организация работы по принятию решения требует от руководителя, прежде всего, умения вести ее коллегиально, мобилизуя аппарат управления. Это связано с объективным процессом возрастания сложности проблем в любой области современной человеческой деятельности. Даже самый эрудированный руководитель не может быть квалифицированным специалистом по всем аспектам управления. При организации коллективной работы ему необходимо определять, кто из сотрудников аппарата управления будет участвовать в подготовке решений, характер и порядок их участия. Требуется создать такой деловой климат работы, который мотивировал бы участников к активной и целеустремленной деятельности.

Организующая роль руководителя проявляется, прежде всего, в функции координации – обеспечении согласованных и целенаправленных действий подчиненных ему работников. Таким образом, руководитель для успешного выполнения своей работы должен обладать разносторонними качествами. А это и есть те самые качества, которые обозначаются сегодня такими категориями, как «компетенция» и «компетентность».

В настоящее время в теории и практике существуют различные подходы к пониманию и трактованию терминов «компетенция» и «компетентность».

Так, в оксфордском словаре английского языка дается следующее определение:

компетентный (прил.) – имеющий адекватные навыки, необходимую квалификацию, эффективен в работе;

компетентность и компетенция (сущ.) – сила, способность, умение (делать что-либо, выполнение задания и т.д.).

В словаре иностранных слов понятие «компетентный» трактуется как обладающий компетенцией – кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: Competent (франц.) – компетентный, правомочный. Competens (лат.) – соответствующий, способный. Competere – требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) – способность (компетенция). Из этого следует, что компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообуславливаемыми понятиями.

Словарь Ожегова содержит следующее определение: компетенция (сущ.) – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

Чурина Л.И. и Федорченко С.А. ставят знак равенства между данными понятиями и рассматривают их как квалификационные характеристики индивида, взятые в момент его включения в деятельность.

Лобанов В.В. под компетентностью понимает совокупность навыков, знаний, отношений и форм поведения отдельных лиц, которые можно наблюдать, измерять и оценивать. Он отмечает, что «…данный термин не следует путать с компетенцией, под которой понимают сферу ответственности должностного лица или государственного органа власти в определенной сфере деятельности».

Наиболее часто используются следующие определения компетенции:

компетенция – базовая характеристика человека, которая причинно связана с оцениваемым на основе критериев эффективным и/или наилучшим исполнением в работе или ситуациях вообще;

компетенция – типичная и измеряемая модель поведения, знаний и навыков, способствующих наивысшей эффективности работы.

Таким образом, компетентность следует рассматривать как интегральное качество личности, проявляющееся в способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельную и успешную работу.

Выделяют ключевые компетентности и компетенции руководителя, которые формируют квалификационную характеристику профессионализма руководителя. В их числе следует отметить такие, как командная работа и сотрудничество, предполагающие мотивацию, командное лидерство, разрешение конфликтных ситуаций, делегирование заданий или ответственности. На поддержание знаний, умений и навыков в актуальном состоянии ориентированы когнитивные компетенции.

 

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru