Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

 

Модель компетентности председателя комитета экономики

 

Модель разработана на основе анализа нормативных правовых документов, характеризующих цели и задачи, связанные с реализацией государственной экономической политики, основных положений  законодательства , постановлений Совета Министров и др.

Ниже в таблице представлена модель компетентности председателя комитета экономики областного исполнительного комитета (типовой вариант).

  Модель компетентности председателя комитета экономики областного исполнительного комитета

(с правом юридического лица)

 

Управленческие задачи

Сферы

компетентности

Поведенческие

индикаторы

(управленческие

способности)

Необходимые знания,

нормативно-правовые

документы,

учебные дисциплины

Объекты управления:

 субъекты хозяйствования, субъекты малого и среднего предпринимательства;

 промышленность, продовольственные ресурсы,

 инновационная деятельность, инвестиции, предпринимательство, программы и прогнозы социально-экономического развития области, коммунальная собственность, исполнительская и трудовая дисциплина работников  структурных подразделений комитета

 

1. Организация анализа и оценки социально-экономической ситуации в области  (регионе)

Решение

проблем

 

Творческое мышление

 

Оценивает результаты анализа финансово-хозяй-ственной деятельности организаций области.

Выявляет  проблемы в достижении плановых показателей социально-экономического развития области (региона).

Оценивает состояние

 регионального товарного рынка, структуризации  отраслей экономики области.

 Рассматривает и определяет меры, направленные на решение выявленных проблем.

Оценивает предложения по формированию конкурентной среды  в регионе.

Необходимые знания:

методы,  способы и приемы экономического анализа;

принципы и методы оценки экономической эффективности субъектов хозяйствования;

социально-экономические индикаторы  развития региона.

Постановление Сомина.

Учебные  дисциплины: «Анализ социально- экономических процессов»,

«Экономика региона»

Продолжение таблицы

 

1

2

3

4

 

2.Организация  разработки  научно-обоснованных программ и прогнозов социально-экономического развития области в отраслевом  и территориальном разрезах на долго-, средне-, краткосрочную перспективу

Формирование

команды

 

Планирование и оценка

 

Творческое мышление

Формирует рабочую группу  по подготовке проекта  программы социально- экономического развития области.

Оценивает поступившие от районов предложения в проект  программ  социально-экономического  развития области. 

Определяет приоритетные направления развития  промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы в  области.

Оказывает методическую помощь гор-, райисполкомам в прогнозировании развития

Представляет областному Совету депутатов, облисполкому, Минэкономики  проекты  прогнозов экономического развития области.

 Необходимые знания:

методологии прогнозирования и планирования социально-экономического развития региона; структуры  стратегического плана регионального развития;

сущности генеральной схемы развития и размещения производительных сил в регионе;

инструменты активного воздействия государства на экономическое развитие региона.

Нормативно- правовые документы.

3. Реализация инвестиционной политики в

 регионе

Планирование и оценка

 

 

 

 Решение

проблем

 

 

 

 

 

Творческое мышление

 

Определяет группы отраслей в регионе, для которых возможен беспрепятственный доступ иностранного капитала;

доступ иностранного капитала ограничен, возможен только после получения лицензии;

доступ иностранного капитала запрещен (сохранение естественных монополий).

Определяет первоочередные государственные интересы при отборе инвестиционных проектов с участием иностранного капитала.

Обосновывает распределение государственных капитальных вложений по районам и городам областного подчинения.

Оценивает предлагаемые меры по адекватной оценке инвестиционного климата в области (регионе) и имеющихся резервов по его улучшению

Необходимые знания:

системы финансовых ресурсов региона, цели инвестиционной политики в регионе; источники инвестиций, типы инвестиционной политики;

принципы формирования обоснованной инвестиционной политики региона; разработки бюджета региона;

 инвестиционный климат региона и методы его измерения;

инвестиционный потенциал региона; инвестиционный риск.

Нормативно-правовые документы.

Продолжение таблицы

 

1

2

3

4

 

4.Организация  анализа состояния и перспектив развития малого предпринимательства в области.

Планирование

и

оценка

Оценивает состояние  и тенденции развития  малого предпринимательства в регионе, роль субъектов малого предпринимательства  в реализации инновационных программ в области,

эффективность использования финансовых ресурсов

Определяет возможные источники финансовой поддержки  малого предпринимательства  в области.

Готовит предложения на заседание облисполкома  по приоритетным направлениям государственной поддержке субъектов малого предпринимательства.

Необходимые знания:форм и  источников финансовой поддержки  малого предпринимательства; субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; условий оказания финансовой поддержки на конкурсной основе.

Нормативно-правовые документы.

Учебные  дисциплины:

«Государственное управление малым и средним бизнесом».

«Государственное регулирование инновационной деятельности» .

5.Организация контроля выполнения экономических программ и прогнозов экономического развития области

Управленческий контроль

 

 

 

 

 

Решение проблем

 Оценивает ход выполнения

плановых и прогнозных показателей экономических программ, инвестиционных проектов.

Организует информационное сопровождение социально-экономических процессов в области.

Выявляет причины возникших отклонений.

Принимает административные меры по устранению  выявленных недостатков.

 Организует взаимодействие с управлениями и отделами облисполкома, с соответствующими подразделениями гор-, райисполкомов.

Готовит проекты решений

на заседание облисполкома по  выполнению плановых и прогнозных показателей, организационных и экономических мер по разрешению возникших проблем

Необходимые знания:

 основных видов плановых прогнозов и программ;

методов и принципов прогнозирования экономических процессов;

основных показателей социально-экономического развития.

Нормативно-правовые документы

 

Продолжение таблицы

 

1

2

3

4

 

6. Организация  разработки прогнозов и программ внешне-экономической  деятельности  региона

Планирование

и оценка

 

Решение проблем

Оценивает результаты  анализа эффективности  деятельности СЭЗ (свободной экономической зоны на подведомственной территории).

Определяет необходимые меры по созданию  благоприятных условий  для развития  наукоемких производств и  экспортоориентированной  продукции.

Оценивает предложения структурных подразделений управления по  организации новых производств, по модернизации  традиционной промышленной  базы, факторы риска для иностранного инвестора.

Необходимые знания: правил и условий работы СЭЗ, критериев оценки участия в конкурсе на право регистрации юридических лиц в качестве резидента свободной экономической зоны; льгот и привилегий резидентов СЭЗ: специального правового режима СЭЗ; виды деятельности, на которые  не распространяется специальный  правовой режим СЭЗ;  приоритетные направления инвестиционной деятельности СЭЗ;  правовой механизм реализации государственной инвестиционной политики.

Нормативные правовые документы:

7.Организация информационного

сопровождения

социально-экономических процессов

Планирование

и оценка

Систематизирует статистические  данные об основных показателях социально-экономического развития области.

Обобщает  внешние и внутренние  факторы,  обусловившие  отклонения от плановых и прогнозных заданий

Необходимые знания:

показателей экономической  деятельности  хозяйствующих субъектов и организаций;

критериев оценки эффективности  хозяйственной деятельности;  плановые и прогнозные показатели в разрезе отраслей  и административно-территориальных единиц.

 8.Организация анализа финансовых ресурсов

региона (области)

Планирование и

оценка

 

Решение проблем

Анализирует структуру финансов  области.

Оценивает финансовый потенциал  региона (области).

Определяет приоритеты финансовой политики  в регионе.

Выявляет факторы, влияющие на устойчивое развитие региона.

 Определяет  направления

эффективного использования финансовых ресурсов региона

Необходимые знания: содержания сводного баланса, финансовых  ресурсов; структура доходной части и приоритетные направления  расходов; особенности формирования местного бюджета;

 методы оценки результатов финансовой деятельности;

показатели бюджетной обеспеченности региона;

принципы бюджетного выравнивания  регионов.

Учебные  дисциплины:

 « Анализ социально- экономических процессов», «Экономика региона»

Продолжение таблицы

 

1

2

3

4

 

9. Организация работы с обращениями граждан по вопросам  поддержки предпринимательства, развития малого и среднего бизнеса, аренды пустующих жилых и нежилых помещений.

Управление конфликтами

 

Управленческий контроль

 

Ведение

переговоров

Анализирует причины возникновения  проблем и

разногласий по вопросам материальной и финансовой  поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства в гор- райисполкомах области.

Оценивает степень эффективности использования  коммунальной собственности  (пустующего жилого и нежилого фонда в районах и городах областного подчинения); принимает необходимые меры по их устранению, направляет  в органы прокуратуры материалы с признаками преступлений, нарушений законодательства о предпринимательстве, защите прав потребителей и рекламной деятельности.

Необходимые знания: порядка работы с обращениями  граждан, в том числе с юридическими лицами;  единых дней приема граждан и их продолжительности; условий оставления без рассмотрения письменных обращений граждан без внимания;

Нормативные правовые документы :

 

10.Организация работы коллегии   комитета экономики  облисполкома

Планирование и оценка

 

 

Координация действий

 Рассматривает и оценивает  предложения по повесткам дня на заседание коллегии.

Формирует  группу экспертов по рассматриваемым материалам на коллегии.

Выявляет и оценивает возникшие проблемы   по вопросам экономического развития области

Оценивает альтернативные  варианты проектов решений коллегии и экспертных заключений рабочей группы.

 Подготавливает приказы и распоряжения по реализации решений коллегии

Необходимые знания:

порядок подготовки административно-управленческих решений;

путей  преодоления возможных препятствия  разрешения проблемы;

последствий нерешенной проблемы;

способов

достижения консенсуса среди членов коллегии.

Учебные  дисциплины:

«Управление организацией»,

«Теория и практика государственного управления»,

«Управленческие решения»

Продолжение таблицы

 

1

2

3

4

 

11.Кадровое обеспечение  комитета экономики  облисполкома

 

Управление

кадрами

Распределяет обязанности  между заместителями председателя комитета.

Утверждает положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работникам  комитета.

Анализирует результаты аттестации руководителей и специалистов.   Обеспечивает подбор и  оценку  претендентов на вакантные должности структурных подразделений  комитета.

 Рассматривает и утверждает: резервы руководящих кадров ( в том числе перспективного числа  специалистов возрасте до 31 года);

планы повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов и возможности их служебного продвижения

 

Необходимые знания:

целей и основных функций, структурных подразделений, комитета экономики облисполкома;

нормативов численности, необходимых для формирования структурных подразделений;

квалификационных требований  к должностям   государственных служащих; порядок  заключения договоров подряда.

Нормативно-правовые документы:

 

 

Учебные дисциплины:

 

 

 

 

Продолжение таблицы

 

1

2

3

4

 

12. Оценка 

 эффективности работы структурных подразделений    комитета  экономики облисполкома

 

Управленческий

контроль

и

координация

 Оценивает эффективность использования бюджетных средств, имущества подразделений комитета. Соблюдает условие оценки эффективности государственного управления  - согласованность результатов с  перспективными целями развития общества, ориентация на человека, «человеческий ресурс».

Использует для анализа отчеты должностных лиц, выступления депутатов  перед избирателями.

Учитывает личный вклад каждого в конечный результат при материальном и моральном стимулировании работников.

 Мотивирует эффективную деятельность структурных подразделений   комитета.

Оценивает потребность в повышении квалификации и переподготовки кадров Управления и руководителей подведомственных организаций.

Организует мониторинг  показателей эффективности  структурных подразделений  комитета

 

Необходимые знания:

критериев  и принципов эффективности управления;

 системы показателей эффективности государственного управления;

  методов анализа использования  бюджетных средств, имущества;

способов мотивации и  контроля  эффективности деятельности  структурных подразделений.

Нормативно-правовые документы:

 

Учебные  дисциплины:

«Управление  персоналом», Организация управленческого труда»,

 «Конкурентные стратегии  на мировых рынках».

Окончание таблицы

 

1

2

3

4

 

13. Повышение эффективности собственной деятельности:

 развитие способности принимать необходимые решения в трудных и критических ситуациях,

способность быстро изменять способ действий

Самоуправление

 

Решительность

 

Гибкость

Осваивает новые  способы решения профессиональных управленческих  задач

 Осознает последствия принимаемых решений, свои недостатки  и умеет минимизировать их негативное влияние. Поощряет правдивость и взаимное доверие в коллективе. Формирует культуру поведения, соответствующую высоким стандартам этики государственного служащего.Воспринимает инициативы и новаторские предложения.

Необходимые знания:

организации труда аппарата управления государственного органа,

ключевых ценностей и принципов государственной службы; культуры организационных отношений при решении управленческих задач.

Нормативно-правовой документы: 

12. Участие в работе (заседании )  областного исполнительного комитета по вопросам социально-экономического развития области. 

Выявление и формулирование проблем

 

Решение проблем

 

 Финансовое управление 

Оценивает состояние выполнения  плановых и прогнозных заданий по социально-экономическому развитию территории.

Предлагает альтернативные варианты решения возникших проблем.

Оценивает финансовый потенциал области .

Изыскивает резервы материальных, финансовых, трудовых ресурсов.

 

 

Необходимые знания:

ресурсного потенциала района, элементов его экономического потенциала, бюджетной обеспеченности района;

макроэкономических индикаторов  районной  экономической  системы; 

 возможности комплексного использования ресурсов;

регулирующие функции региональных бюджетов.

 методы мотивации хозяйствующих субъектов района.

Учебные  дисциплины:

 «Анализ социально- экономических процессов»

«Экономика региона».

         

 

В разработанной модели нашли отражение объекты управления: субъекты хозяйствования, инновационная деятельность, предпринимательство, программы и прогнозы социально-экономического развития области.

Управленческие задачи привязаны к общим функциям управления и ориентированы на реализацию текущих и перспективных целей экономического развития области. Каждой задаче соответствует определенная сфера компетентности (по классификации В.В. Лобанова) и требуемый комплекс знаний, обеспечивающих реализацию управленческих действий. Считаем, целесообразным, обозначить также как необходимую нормативно - правовую базу, гарантирующую правомочность управленческих действий, так и учебные дисциплины, подкрепляющие необходимые руководителю знания.

Разработанные  типовые модели компетентности руководителей  структурных подразделений государственных органов разного уровня управления показывают необходимость ориентации на компетентностный подход в обучении руководящих кадров. Этим обусловлена потребность широкого использования активных форм и, прежде всего, «обучение действием». Основное условие – это ориентация на структуру реальной деятельности руководителя, на решение профессиональных управленческих задач.

Компетентностный подход к организации обучения руководящих кадров требует обеспечения образовательного процесса учебно-методическими пособиями, практикумами, ориентированными на развитие профессионально значимых для руководителя компетентностей.

 

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru