Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

 

Анализ  терминов  учебных  дисциплин подготовки

управленческих кадров в сфере государственного  управления

 

Стержнем, структурирующим знания в подготовки кадров в сфере "государственное управление", был выбран цикл управления, включающий процессы анализа ситуации, формирования государственной политики, ее реализации и оценки результатов.

Выделение ядра знаний, характерного для белорусской модели государственного управления, потребовало исследовать содержание деятельности руководителей системы республиканских и местных органов государственного управления. Это ядро характеризуют термины, используемые на практике и в теории этой сферы профессиональной деятельности.

Отсутствие единой, упорядоченной терминологии часто приводит к тому, что один и тот же термин имеет несколько значений и служит для выражения разных понятий  или для одного и того же понятия применяется несколько различных терминов. Некоторые термины являются неправильно ориентирующими, противоречат сущности выражаемых ими понятий и создают ложные представления.

Построение научно обоснованной терминологии приобретает все возрастающее значение для подготовки управленческих кадров. Применение понятийно-терминологического метода состоит в реализации схемы оценки лексических значений слов-терминов с точки зрения их соответствия   собственным понятийным значениям, которые выявляются с помощью создания непротиворечивой системы логических определений понятий в предметной области знания.

Схема оценки семантических и структурных свойств терминов включает в себя:

·                семантические характеристики терминов - однозначность, многозначность, синонимичность, буквальное значение, действительное значение, мотивированность, специализация;

·                лексико-семантические характеристики:  -  наличие терминоэлементов и соответственно свойства разложимости, неразложимости, частичной (условной)  разложимости, различимость определяемой и определяющей частей, краткость термина;

·                 нормативные лексико-семантические характеристики  -  правильно (или неправильно) ориентирующие термины; нейтральные; свойства точности, систематичности, нормативности (лексической, грамматической с одной стороны и  понятийной.

Проведенные нами исследования показали, что терминологическое ядро специальности “Государственное управление” в различных моделях неодинаково. Например, для украинской модели терминологическое ядро включает 1886 терминов, значительная часть которых характеризует европейские структуры и национальную историю государственного управления. Из этого числа в правовой базе Республики Беларусь используется 847 терминов (49%), а в учебных пособиях по теории государственного управления 568 терминов (30,1%). 24,9% терминов отражают уникальность украинской модели государственного управления

В учебнике Н.Б. Антоновой, Л.М. Захаровой, Л.С. Вечер «Теория и методология государственного управления всего использовано 14000 терминов, ядро составляют примерно 2000 терминов .

Исследованиями установлено, что терминологическое ядро знаний по белорусской модели специальности “Государственное управление” включает чуть менее 1500 терминов. Это  было выявлено путем изучения практики государственного управления Республики Беларусь и международного опыта.

 Информационной основой ядра стали  тексты нормативной правовой базы Республики Беларусь, паспорта специальностей Высших аттестационных комиссий Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, отечественные и зарубежные энциклопедические издания и глоссарии, тексты более 600 диссертационных работ, учебников и учебных пособий.

Наличие терминологического ядра позволяет устранить пробелы в знаниях специальности “Государственное управление”, а в дальнейшем структурировать и проектировать систему ее обновления на основе современных информационных технологий.  

  Стержнем, структурирующим знания в предлагаемой системе образовательных стандартов специальности "Государственное управление", был выбран цикл управления, включающий процессы анализа ситуации, формирования государственной политики, ее реализации и оценки результатов. Уникальность этим процессам придают идеология и этика государственной службы.

Для определения частоты использования понятий и терминов в нормативных правовых актах Республики Беларусь было проанализировано 1416 понятий и терминов, которые характерны для белорусской модели развития. За основу взята нормативная правовая база Консультант Плюс по состоянию на 05.08.2008 г.

В ходе исследования были проанализированы нормативные правовые акты: принятые на республиканском уровне с учетом международных нормативных правовых актов и нормативные правовые акты, принятые на местном уровне (решения органов местного управления и самоуправления). 

Анализ полученных данных показал, что 855 из 1416 рассматриваемых  понятий и терминов закреплены в нормативных правовых актах Республики Беларусь. Причем на республиканском уровне (с учетом международных нормативных правовых актов) закреплено 844 понятий и терминов, а в нормативных правовых актах на местном уровне – 578.

Таким образом, в нормативных правовых актах Республики Беларусь не закреплены 561 из рассматриваемых 1416 понятий и терминов или 39,6 %. Их анализ показал, что они либо являются нехарактерным для существующей модели управления в Республике Беларусь (например, территориальная автономия, автономия органов местного самоуправления, монархия, конфедерализм, авторитаризм, деспотия, анархизм, бюрократия, карьеризм в государственном управлении, диктатура, лоббизм и т.д.), либо связаны с общеисторической терминологией (например, земство, Земская реформа 1864г., Столыпинская реформа, Магдебурское право и т.д.), либо используются только в теории (например, электорат, квалификационные модели компетенции, методология исследований, методы в государственном управлении, модель государственного управления, оценка в государственном управлении и т.д.)

 

 

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru