Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

Зарубежный  и отечественный опыт разработки образовательных стандартов в области государственного управления

 Углубление специализации отраслей знаний – одна из главных тенденций развития человеческой цивилизации. Для совершенствования практики подготовки управленцев новой генерации представляет интерес зарубежный опыт разработки образовательных стандартов.

Министерством образования Франции в начале 80-х годов прошлого столетия  в качестве образовательного стандарта используется так называемое  «справочное положение». На этой основе разрабатываются учебные планы как для подготовки, так и переподготовки и повышения квалификации  работников. При этом используются следующие документы:

·        положение о деятельности, описывающее профессиональную деятельность с точки зрения целей, условий и методов;

·        положение об аттестации, фиксирующее приобретенные навыки и методы их оценки;

·        правила проведения экзамена.

Образовательные стандарты обязательны к применению в профессиональном обучении и в трудовой деятельности. На всех этапах разработки стандарта наряду с представителями министерств предусматривается участие работодателей.

В Германии существуют две различные системы профессионального образования:

·       корпоративная (производственная) школа профобучения («дуальная система»);

·       базовое  профессиональное образование, позволяющее получить подготовку, эквивалентную приобретаемой при «дуальной системе».

Процедура разработки стандартов включает в себя:

·        проведение исследований;

·        определение  профессиональных характеристик;

·        разработка и согласование учебных планов;

·        подготовка публикаций и осуществление выпуска.

Стимулируется постоянное обновление стандартов и в государственной системе образования и в корпоративных школах профподготовки. Их разработка и оценка осуществляется совместно с работодателями, профсоюзами, федеральными и региональными правительствами. Таким образом, система профессионального образования  в Германии демонстрирует способность быстро реагировать на потребности национальной экономики.

В Великобритании на базе образовательных стандартов находят использование национальные профессиональные стандарты, в соответствии с которыми обучающийся должен освоить определенные знания и навыки, но при этом сроки, место и программы подготовки абсолютно не важны. Кроме  национальных профессиональных стандартов используются стандарты, разрабатываемые ассоциациями работодателей, колледжами, другими структурами.

В Российской Федерации в 2007г. по поручению Министерства образования и науки начата разработка государственного образовательного стандарта третьего поколения, принята соответствующая методика, в которой содержательно раскрыта система вводимых совершенно новых понятий. В их числе: компетенция, общие и профессиональные компетенции, профессиональная деятельность, профессиональная функция, профессиональный модуль.

Различают следующие группы  ключевых  квалификаций:

·        узкопрофессиональные;

·        полипрофессиональные (актуальные для группы профессий и имеющие длительный срок  старения);

·        экстрафункциональные  (не связаны с конкретными профессиональными функциями и используются в любой   профессиональной среде).

Акмеологические инварианты профессионализма – это основные свойства, качества, качества и умения профессионала (в ряде случаев и необходимые условия), обеспечивающие высокую эффективность и стабильность деятельности. В числе акмеологических инвариантов выделяют: общие, независящие от специфики деятельности и присущие всем профессионалам, и особенные, отражающие специфические требования к профессиональной деятельности.

В тоже время, среди специальностей есть междисциплинарные, призванные объединять достижения различных отраслей. Такой специальностью, безусловно, является государственное управление. До настоящего времени в обучении руководящих работников преобладал подход, основанный на передаче знаний только по отдельным блокам дисциплин: социально-гуманитарных, экономических, правовых. Существует практическая необходимость, созрели теоретические предпосылки для системной подготовки руководящих работников непосредственно государственному управлению. Этой цели и служит разработка проекта образовательного стандарта по новой специальности «Государственное управление».

Система образовательных стандартов по специальности “Государственное управление” ориентирована на последовательное наращивание управленческие компетенций по мере служебного роста, изменения масштаба и уровня деятельности управленческих кадров. Она составляет основу системы непрерывного образования, передачи знаний и обмена опытом в Академии управления.

Число процессов и функций государственного управления возрастает с повышением уровня управления. Международный и отечественный опыт исследований позволяют предложить следующий порядок обучения:

·        потребность в управленческих знаниях на различных уровнях государственного управления неодинакова;

·        повышение квалификации государственных служащих предлагается осуществлять не реже одного раза в три года по актуальным направлениям государственного управления. Получаемые здесь знания высокопрофессиональны, сконцентрированы на узком вопросе.

Образовательный стандарт специальности «Государственное управление» учитывает отечественный и зарубежный опыт теоретической и прикладной подготовки управленческой элиты.

Разработка образовательного стандарта базируется на следующих концептуальных положениях:

1.     Деятельность элиты государственного управления предполагает доскональное владение набором  определенных компетенций.

2. Компетенции представляют собой готовность управленческих кадров к творческой реализации конкретных функций.

Дисциплины учебного плана специальности «Государственное управление» ориентированы на характер деятельности руководящих работников государственных органов.

Образовательный стандарт специальности “Государственное управление” содержит параметры, позволяющие оценить уровень теоретических навыков и практической компетентности.

При разработке системы образовательных стандартов по специальности «Государственное управление» были учтены и возможные дидактические проблемы. Первая проблема связана с интенсивностью обновления знаний, её согласованности с темпом изменений, происходящих на практике. Вторая проблема - использование опыта лучших руководителей.

Стержнем, структурирующим знания в предлагаемой системе образовательных стандартов специальности «Государственное управление», был выбран цикл управлении, включающий процессы анализа ситуации, формирования государственной политики, ее реализации и оценки результатов. Уникальность этим процессам придают идеология и этика государственной службы.

Сформированы основные блоки учебных дисциплин: теоретических управленческих дисциплин, прикладных дисциплин, блок дисциплин обеспечения государственного управления, а также, вариативный блок и блок факультативных дисциплин. На начальном этапе подготовки руководящим работникам предлагается индивидуальная подготовительная программа с целью оптимального вхождения в систему управленческой подготовки. Для углубления знаний по отдельным профессиональным направлениям в стандартах выделен вариативный блок. Эти дисциплины призваны способствовать усилению компетентности в сфере деятельности. Дисциплины факультативного блока будут способствовать повышению уровня общего развития управленцев.

Формирование системы терминов специальности «Государственное управление» в рамках линейно-концентрической модели структурирования знаний по отдельной учебной дисциплине осуществлялось с использованием методик семантического частотного анализа и методов теории искусственного интеллекта.

Структура учебных дисциплин для подготовки специалиста по специальности 1-26 01 01 «Государственное управление» показана на     рисунке 1.

 

Рисунок 1 Объём управленческих дисциплин в учебном плане стандарта подготовки по специальности 1-26 01 01 «Государственное управление»

 

Как видно из рисунка 1 значительный удельный вес в программе подготовки 87,3% специалистов по «Государственному управлению» занимают управленческие дисциплины.

Для сравнения на рисунках 2 и 3 приведена  структура учебного плана подготовки по специальности Э.01.02.00 «Государственное и муниципальное управление», разработанном Белорусским государственным экономическим университетом  и по специальности 1-26 01 01 «Государственное управление» квалификация «экономист-менеджер», разработанном Академией управления при Президенте Республики Беларусь (2007 г.).

 

Рисунок 2 Объём управленческих дисциплин в учебном плане стандарта подготовки по специальности Э.01.02.00 «Государственное и муниципальное управление», разработанном Белорусским государственным экономическим университетом (1998 г.)

 

Рисунок 3 Объём управленческих дисциплин в учебном плане стандарта подготовки по специальности 1-26 01 01 «Государственное управление»

  

 

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru