сайт о компетенциях и возможностях их применения |
|
Зарубежный и отечественный опыт разработки образовательных стандартов в области государственного управления Углубление специализации отраслей знаний – одна из главных тенденций развития человеческой цивилизации. Для совершенствования практики подготовки управленцев новой генерации представляет интерес зарубежный опыт разработки образовательных стандартов. Министерством образования Франции в начале 80-х годов прошлого столетия в качестве образовательного стандарта используется так называемое «справочное положение». На этой основе разрабатываются учебные планы как для подготовки, так и переподготовки и повышения квалификации работников. При этом используются следующие документы: · положение о деятельности, описывающее профессиональную деятельность с точки зрения целей, условий и методов; · положение об аттестации, фиксирующее приобретенные навыки и методы их оценки; · правила проведения экзамена. Образовательные стандарты обязательны к применению в профессиональном обучении и в трудовой деятельности. На всех этапах разработки стандарта наряду с представителями министерств предусматривается участие работодателей. В Германии существуют две различные системы профессионального образования: · корпоративная (производственная) школа профобучения («дуальная система»); · базовое профессиональное образование, позволяющее получить подготовку, эквивалентную приобретаемой при «дуальной системе». Процедура разработки стандартов включает в себя: · проведение исследований; · определение профессиональных характеристик; · разработка и согласование учебных планов; · подготовка публикаций и осуществление выпуска. Стимулируется постоянное обновление стандартов и в государственной системе образования и в корпоративных школах профподготовки. Их разработка и оценка осуществляется совместно с работодателями, профсоюзами, федеральными и региональными правительствами. Таким образом, система профессионального образования в Германии демонстрирует способность быстро реагировать на потребности национальной экономики. В Великобритании на базе образовательных стандартов находят использование национальные профессиональные стандарты, в соответствии с которыми обучающийся должен освоить определенные знания и навыки, но при этом сроки, место и программы подготовки абсолютно не важны. Кроме национальных профессиональных стандартов используются стандарты, разрабатываемые ассоциациями работодателей, колледжами, другими структурами. В Российской Федерации в 2007г. по поручению Министерства образования и науки начата разработка государственного образовательного стандарта третьего поколения, принята соответствующая методика, в которой содержательно раскрыта система вводимых совершенно новых понятий. В их числе: компетенция, общие и профессиональные компетенции, профессиональная деятельность, профессиональная функция, профессиональный модуль. Различают следующие группы ключевых квалификаций: · узкопрофессиональные; · полипрофессиональные (актуальные для группы профессий и имеющие длительный срок старения); · экстрафункциональные (не связаны с конкретными профессиональными функциями и используются в любой профессиональной среде). Акмеологические инварианты профессионализма – это основные свойства, качества, качества и умения профессионала (в ряде случаев и необходимые условия), обеспечивающие высокую эффективность и стабильность деятельности. В числе акмеологических инвариантов выделяют: общие, независящие от специфики деятельности и присущие всем профессионалам, и особенные, отражающие специфические требования к профессиональной деятельности. В тоже время, среди специальностей есть междисциплинарные, призванные объединять достижения различных отраслей. Такой специальностью, безусловно, является государственное управление. До настоящего времени в обучении руководящих работников преобладал подход, основанный на передаче знаний только по отдельным блокам дисциплин: социально-гуманитарных, экономических, правовых. Существует практическая необходимость, созрели теоретические предпосылки для системной подготовки руководящих работников непосредственно государственному управлению. Этой цели и служит разработка проекта образовательного стандарта по новой специальности «Государственное управление». Система образовательных стандартов по специальности “Государственное управление” ориентирована на последовательное наращивание управленческие компетенций по мере служебного роста, изменения масштаба и уровня деятельности управленческих кадров. Она составляет основу системы непрерывного образования, передачи знаний и обмена опытом в Академии управления. Число процессов и функций государственного управления возрастает с повышением уровня управления. Международный и отечественный опыт исследований позволяют предложить следующий порядок обучения: · потребность в управленческих знаниях на различных уровнях государственного управления неодинакова; · повышение квалификации государственных служащих предлагается осуществлять не реже одного раза в три года по актуальным направлениям государственного управления. Получаемые здесь знания высокопрофессиональны, сконцентрированы на узком вопросе. Образовательный стандарт специальности «Государственное управление» учитывает отечественный и зарубежный опыт теоретической и прикладной подготовки управленческой элиты. Разработка образовательного стандарта базируется на следующих концептуальных положениях: 1. Деятельность элиты государственного управления предполагает доскональное владение набором определенных компетенций. 2. Компетенции представляют собой готовность управленческих кадров к творческой реализации конкретных функций. Дисциплины учебного плана специальности «Государственное управление» ориентированы на характер деятельности руководящих работников государственных органов. Образовательный стандарт специальности “Государственное управление” содержит параметры, позволяющие оценить уровень теоретических навыков и практической компетентности. При разработке системы образовательных стандартов по специальности «Государственное управление» были учтены и возможные дидактические проблемы. Первая проблема связана с интенсивностью обновления знаний, её согласованности с темпом изменений, происходящих на практике. Вторая проблема - использование опыта лучших руководителей. Стержнем, структурирующим знания в предлагаемой системе образовательных стандартов специальности «Государственное управление», был выбран цикл управлении, включающий процессы анализа ситуации, формирования государственной политики, ее реализации и оценки результатов. Уникальность этим процессам придают идеология и этика государственной службы. Сформированы основные блоки учебных дисциплин: теоретических управленческих дисциплин, прикладных дисциплин, блок дисциплин обеспечения государственного управления, а также, вариативный блок и блок факультативных дисциплин. На начальном этапе подготовки руководящим работникам предлагается индивидуальная подготовительная программа с целью оптимального вхождения в систему управленческой подготовки. Для углубления знаний по отдельным профессиональным направлениям в стандартах выделен вариативный блок. Эти дисциплины призваны способствовать усилению компетентности в сфере деятельности. Дисциплины факультативного блока будут способствовать повышению уровня общего развития управленцев. Формирование системы терминов специальности «Государственное управление» в рамках линейно-концентрической модели структурирования знаний по отдельной учебной дисциплине осуществлялось с использованием методик семантического частотного анализа и методов теории искусственного интеллекта. Структура учебных дисциплин для подготовки специалиста по специальности 1-26 01 01 «Государственное управление» показана на рисунке 1.
Рисунок 1 Объём управленческих дисциплин в учебном плане стандарта подготовки по специальности 1-26 01 01 «Государственное управление»
Как видно из рисунка 1 значительный удельный вес в программе подготовки 87,3% специалистов по «Государственному управлению» занимают управленческие дисциплины. Для сравнения на рисунках 2 и 3 приведена структура учебного плана подготовки по специальности Э.01.02.00 «Государственное и муниципальное управление», разработанном Белорусским государственным экономическим университетом и по специальности 1-26 01 01 «Государственное управление» квалификация «экономист-менеджер», разработанном Академией управления при Президенте Республики Беларусь (2007 г.).
Рисунок 2 Объём управленческих дисциплин в учебном плане стандарта подготовки по специальности Э.01.02.00 «Государственное и муниципальное управление», разработанном Белорусским государственным экономическим университетом (1998 г.)
Рисунок 3 Объём управленческих дисциплин в учебном плане стандарта подготовки по специальности 1-26 01 01 «Государственное управление»
|
Сообщения
|
Сompetencii.ru 2013 E-Mail: sagib@ro.ru |
|