Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

Концептуальные положения опережающего

обучения компетентных руководящих кадров

  

Проблема подготовки управленческих кадров для обеспечения инновационного развития страны является многокритериальной и межпредметной. Качественное изменение функций государственного управления, новейшие управленческие технологии вызывают необходимость оптимизации соотношения академизма и практической направленности в управленческом образовании. Высокий риск инновационной деятельности предъявляет высокие требования к руководителю. Руководитель должен: уметь принимать решения в условиях динамичной внешней среды, в ситуации отсутствия или неполной информации; обладать способностью к выдвижению новых целей, мотивации сотрудников; быть готовым к риску, уметь преодолевать трудности; уметь формировать команду и работать в команде; управлять своим трудом и подчиненных.

Инновационность методического обеспечения реализуется через анализ конкретных ситуаций реальной управленческой деятельности, в форме деловых игр, видеотренингов, «круглых столов», индивидуальных заданий, компьютерного тестирования. В программы повышения квалификации включаются видеоконференции по актуальным проблемам государственного управления.

Основа любого образовательного процесса – модель педагогической системы. На ее выбор влияют социальный заказ образованию, методологические закономерности педагогических технологий, специфика отдельных учебных дисциплин, а также степень готовности преподавателей к реализации конкретной модели образовательного процесса. В университете широко внедряется модульно-рейтинговая система обучения. Модуль объединяет все этапы учебной деятельности. При определении учебного рейтинга учитывают основные виды учебной деятельности: практические, лабораторные занятия, индивидуальные задания, а также результаты на каждом этапе контроля. Конечной целью модульно-рейтинговой системы обучения является реализация следующего принципа: студент должен учиться сам, а преподаватели в этом ему оказывают содействие. Особую значимость имеет внедрение в учебный процесс современных электронных материалов и их интеграция с традиционными учебными пособиями. Надо отметить, что принцип модульности в педагогической практике общепризнан.

Расширяется влияние образования на ход социально-экономического развития, политического, культурного развития общества. Смена педагогической парадигмы в образовании выдвигает на первый план опережающую подготовку инновационных кадров. При этом главным средством решения этой задачи выступает формирование способностей к постоянному самосовершенствованию собственной профессиональной и управленческо-педагогической деятельности. Акцентируется внимание на реализации требования управляемого развития компетентности обучаемых.

Ведущими принципами становятся: исследовательская направленность (обучение применению диагностического исследовательского подхода к образовательному процессу); дифференциация и индивидуализация (учет специфики различных категорий слушателей, уровня их подготовки, предоставление им возможности выбора методов и форм организации процесса повышения квалификации); демократизация управления (обратная связь с потребителями «продукции» повышения квалификации; деунификация учебных программ (самостоятельность в выборе слушателями содержания и форм повышения квалификации на местах).

Основным осложнением на пути внедрения инноватики в образовании выступает присущий ей междисциплинарный характер. Университеты стремятся изменить образовательные и научные программы, однако развитию междисциплинарных исследований и программ мешает ряд институциональных проблем: «конкуренция» между факультетами и кафедрами, трудность оценки значимости вклада отдельного преподавателя при постановке междисциплинарных курсов, разрыв между учебными курсами и содержанием инновационных разработок.

Любая инновационная технология не является какой-то изолированной, специальной областью исследований, а представляет семейство научных дисциплин и направлений, которые развиваются и пересекаются со многими отраслями науки и техники, что делает эту технологию мощным инструментом преобразования всех сторон общественной жизни.

При включении инноватики в профессиональные образовательные программы необходимо учитывать возрастающую важность обучения на протяжении всей жизни. Интегральные образовательные программы по управленческой деятельности, междисциплинарные курсы помогут разрушить барьеры в образовании, сделать рывок в преобразовании содержания учебного процесса, а не в его очередной технологической перестройке.

Эффективность образовательных программ управленческой подготовки зависит от совместимости целей, уровня взаимных обязательств и ответственности, баланса результатов и ресурсов всех субъектов, участвующих в образовательном процессе: заказчиков, исполнителей, координаторов. Инновационность образовательного стандарта «Государственное строительство» заключается в том, что он ориентирует на сущностное инновационное обновление образовательного процесса в сфере подготовки и переподготовки руководящих кадров республики. Фактически стандарт сфокусирован на управленческих функциях (цикл управления), что в свою очередь предполагает межпредметный компетентностный подход. Так, в результате научных исследований и анализа, сформирована методологическая система, которая направлена на развитие компетентности руководящих кадров.

Для того чтобы обойти возможные антиинновационные барьеры часто возникающие в процессе внедрения образовательных инноваций в вузах рекомендуется особое внимание уделить планированию и проведению административно-организационной работы.

Возможный (рекомендуемый порядок действий):

1. Обозначить и утвердить рабочую группу по реализации внедрения образовательных инноваций.

2. Выбрать и нормативно утвердить методологический подход и модель(и) компетентности, при необходимости произвести их корректировку.

3. Сопоставить выбранную(ые) модель(и) компетентности и образовательный стандарт «Государственное строительство» возможно включение модели управленческой компетентности в структуру стандарта.

4. По каждой дисциплине стандарта разработать компетентностные модули.

5. Постоянно расширять область применения новых форм и технологий обучения, направленных на приобретение практических способностей управленца. Например, тренинги, симуляторы, деловые игры, практические задания, составление проектов и т.д. Концепция компетентностного подхода предполагает погружение обучаемых в особую образовательную среду, где многое зависит от принимаемых ими самими действий по развитию тех или иных способностей.

6. На качество управленческого образования на основе нового стандарта и модели компетентности особенно влияет наличие определенной мотивации у слушателей.

7. В концептуальном плане крайне важным является создание организационных структур и механизмов распространения опыта лучших управленческих инноваций в системе подготовки.

8. При подготовке управленческих кадров государственных органов и организаций республики должна использоваться уровневая модель компетентности. На различных уровнях управления руководители смогут эффективно развивать те способности и компетенции, которые необходимы на данном уровне, а также способности и компетенции следующего уровня.

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru