Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

Инновационный потенциал управленческих кадров государственной службы: критерии и показатели оценки

 

К.т.н., доц. Охрименко А.А., Докучиц Д.С.,  Хайнацкий Е.Н.

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

 

Повышение эффективности национальной инновационной системы невозможно без ее обеспечения квалифицированными и компетентными кадрами. Уровень наличного кадрового потенциала является определяющим фактором успеха. Особое значение имеет кадровый потенциал органов государственного управления. По данной причине изучение вопросов оценки инновационного потенциала управленческих кадров органов (организаций) государственного управления представляет значительный интерес и практическую значимость.

Отсюда развивающиеся процессы глобализации экономики по-новому ставят вопросы государственного управления и регулирования, формирования в целом кадрового потенциала республики и особо – кадрового потенциала управления. Высокая значимость роли личностного фактора в системе государственного управления особо требует его учета при формировании и реализации кадрового потенциала управления.

При реализации социальных технологий формирования и профессионального развития кадрового потенциала госслужбы особенно важной для принятия управленческих решений является проблема своевременной и точной оценки его современного состояния.

Интегрирование содержания понятий «потенциал» и «инновация» дали основание исследователям предложить свои интерпретации термина «инновационный потенциал» применительно к субъекту деятельности [1].

На наш взгляд инновационный потенциал управленца – это интегральная и динамическая характеристика личности, включающая открытость для нововведений, высокую мотивацию к творческой деятельности, способность принимать нестандартные, нетрадиционные решения, готовность к изменениям форм поведения и деятельности, способность к саморазвитию [2].

При создании критериев оценки инновационного потенциала управленческих кадров, необходимо обозначить основные требования, которым данные критерии должны соответствовать:

– универсальность применения, исследование может быть проведено для оценки инновационного потенциала управленческих кадров различных государственных органов, организаций (далее – организаций), не зависимо от местонахождения, организационно-правовой формы, области деятельности, штатной численности;

– объективность и научная обоснованность результатов исследований;

– сравнимость результатов при проведении сравнительного анализа инновационного кадрового потенциала нескольких организаций, разных подразделений одной организации или выявлении динамических изменений показателей организации за определенный период времени;

– масштабируемость исследований, возможность применения критериев оценки, как для отдельно взятой организации, ее отдельных подразделений, так и для группы организаций;

– множественность описаний результатов проведенных исследований, возможность их представления в форме различных моделей (вербальных, графических, статистических).

Определение критериев оценки инновационного потенциала управленческих кадров организации – первый шаг к созданию методики его оценки, который позволит исследователям перейти на этап создания модели и формирования алгоритма проведения и обработки результатов исследований.

В целях решения задачи определения критериев оценки инновационного потенциала управленческих кадров нами на основании разработанной в НИИ теории и практики государственного управления Академии управления уровневой модели управленческой компетентности, сформировано ядро управленческой компетентности, состоящее из следующих блоков: руководство изменениями; руководство персоналом; управление ресурсами; достижение результатов; коммуникации и формирование коалиции.

В модели управленческой компетентности способность и психологическая готовность к созданию, освоению и использованию новшеств и умение осуществлять инновационную деятельность, должны занимать центральное место. В структуре управленческой компетентности необходимо выделить в качестве ключевой инновационную компетентность.

Нами выделены сферы инновационной управленческой компетентности: общее видение; осведомленность о внешней обстановке; стратегическое мышление; творческое мышление и инновации; планирование и оценка; самоуправление; гибкость; управление технологиями; решение проблем; предприимчивость; решительность; ориентация на нужды и потребности граждан, организаций; лидерство.

Выделенные сферы инновационной управленческой компетентности можно распределить исходя из уровня управленческой деятельности, и определить их в качестве критериев оценки инновационного потенциала управленческих кадров. Каждый критерий оценивается с использованием различных методов по десятибалльной системе. По результатам оценки формируется общий показатель уровня инновационного потенциала управленческих кадров.

 

Литература:

1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность / Д.И. Кокурин. – М.: Экзамен, 2001. – 576 с.

2. Марченко О.И. Развитие кадрового потенциала государственной службы / О.И. Марченко // Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2003. – №5. – С.14–22.

 

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru