Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

О сферах компетентности руководителя

 

Лобанов В.В., анализируя модель «Основы эффективного лидерства», обращает внимание на то, что в ней выделены те качества, которыми должны обладать все руководителя государственных учреждений независимо от должности и характера выполняемой работы. Для каждой группы руководителей установлен различный набор управленческих качеств. Причем по мере продвижения по службе и занятия более высоких руководящих должностей сфера компетентности расширяется. Указанная модель находит широкое применение в государственных организациях США в целях повышения эффективности работы руководителей.

Разработка модели компетентности руководителей является лишь одним из направлений работы по совершенствованию государственного управления в США. Особое внимание было уделено руководителям, занимающим высшие должности в системе исполнительной власти и входящим в особую группу высших чиновников, которые являются как бы связующим звеном между политическими лидерами и кадровыми чиновниками.

Выделено пять сфер компетентности, составивших ядро квалификации высших руководителей. Каждой из сфер квалификации соответствует набор ключевых характеристик, определяющих профессиональную деятельность человека, а также ряд качеств, взятых из модели «Основы эффективного лидерства», на которой базируется данная схема. В ядро квалификации высших руководителей входят:

·        стратегическое видение;

·        управление человеческими ресурсами;

·        развитие и оценка программ;

·        планирование и управление ресурсами;

·        представление интересов организации и  взаимодействие.

Каждый кандидат, претендующий на высокую должность, обязан соответствовать модели «Ядро Квалификации высших руководителей» или представить план по достижению уровня квалификации, заложенному в этих требованиях.

Предполагается, что для каждой компетенции можно выделить поведенческие индикаторы, представляющие собой стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией. Также возможно составить модель компетенции для каждой должности. Модель «Основы эффективного лидерства» выбрана в качестве базовой для дальнейших исследований и модификаций по причине ориентированности на уровневую систему подготовки и развития компетенций.

По мнению российских ученых, аналогом теории компетенций может служить теория профессионально важных качеств (ПВК). Так, В.Д. Шадриков полагает, что «ПВК и их системы − это те внутренние условия, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности.  Следовательно, развитие ПВК и их систем выступает узловым моментом психологической системы деятельности». Существенной разницей между теорией ПВК и теорией компетенций является то, что изучение ПВК осуществляется психологической наукой, нацеленной на изучении личности человека.

         Выдвинута гипотеза о том, что качества и сферы компетентности руководящих работников в странах СНГ и за рубежом близки. В результате сравнительного анализа зарубежного и отечественного опыта работы с управленческими кадрами государственных органов, была выбрана модель «Основы эффективного лидерства», представленная в работах Лобанова В.В., где выделены 22 сферы и качества управленческой компетентности. Чтобы избежать различных толкований, даны их краткие характеристики. Кроме того, для каждой группы руководителей установлен различный набор управленческих качеств, причем по мере продвижения по службе и занятия более высоких руководящих постов сфера компетентности расширяется.

 

 

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru