Сompetencii.ru

 

 сайт о компетенциях и возможностях их применения

На главную

 

Анализ сложности задач и компетенций руководящих кадров

 

Критерии сложности знаний и умений руководителя связаны со сложностью и значимостью решаемых управленческих проблем или управленческих задач. Они находят выражение в том, что для совершения управленческих действий необходимы компетенции, обеспечиваемые разными отраслями знаний, учебными дисциплинами: правовыми, экономическими,  управленческими, социологическими, техническими и др.

К таким управленческим задачам следует отнести, прежде всего, те, которые требуют предварительного многовариантного проектирования, участия в их подготовке рабочей группы, включающей специалистов разного профиля и экспертов разных организаций. Эти задачи требуют одновременного учета экономических, политических, правовых, психологических и иных факторов. Коллективные (коллегиальные) решения увеличивают управленческий потенциал. Внутренняя экспертиза альтернативных проектов ориентирована на оценку их степени достижения поставленной цели, соответствия действующим нормативным правовым актам.

Для руководителя государственного органа к числу сложных управленческих задач можно отнести:

-нормотворческие (разработка и оценка проектов нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития отрасли, сферы деятельности, региона, города; проектов программ развития жилищного строительства в городе, регионе; разработка проектов местных налогов и сборов и т.п.);

-нормоприменительные (разработка мероприятий по реализации законодательства Республики Беларусь, нормативных правовых актов Главы государства, Правительства, программ социально-экономического развития отрасли, сферы деятельности, региона).

Реализация функции правоприменение (нормоприменение) предполагает, что руководитель должен оценивать предложения специалистов по совершенствованию нормативной правовой базы, внедрению инноваций, развитию подведомственных организаций, использованию материальных, финансовых ресурсов и др. При этом он берет на себя ответственность за  экономические и социально-политические последствия принимаемых управленческих решений. Это обстоятельство требует умений предвидения возможных последствий как позитивных, так и негативных. Поэтому можно считать, что масштаб ответственности за последствия принятых управленческих решений – это один из критериев сложности управленческой задачи.

Кроме того, на сложность решения управленческой задачи влияет ряд других факторов:

·      степень обеспеченности управленца необходимой информацией (нормативной, правовой, статистической и иной, отражающей состояние объекта управления);

·      стабильность или вариабельность алгоритма ее решения;

·      стабильность или динамичность внешней среды.

Такие управленческие задачи можно классифицировать как стереотипные, требующие соблюдения действующего алгоритма.

Отсутствие необходимой информации о состоянии объекта управления, ее недостаточность или недостоверность, а также нестабильность внешней среды требуют либо изменения алгоритма решения, либо принятия стандартного решения с определенной долей риска. Такую ситуацию следует рассматривать как усложняющую  процесс принятия управленческого решения.

В условиях нестабильности внешней и внутренней среды перед управленцем могут возникнуть совершенно новые ранее не решаемые задачи. В такой ситуации ему предстоит поиск возможного алгоритма решения  аналогичных задач в других сферах деятельности или собственного способа  управленческого решения. Такая группа управленческих задач может быть оценена как задачи высокой сложности.

Метод группового решения проблемных задач позволяет выявить ряд значимых для руководителя профессионально-деловых и личностных качеств: умение четко ставить цель, работать в команде, учитывать мнение других участников; быть самокритичным, настойчивым в достижении поставленной цели и др.

К числу критериев сложности следует отнести и особенности объектов управления. Как известно, управляемая общественная жизнедеятельность образует сложную систему, в центре которой и исходной точкой является человек. Выделяются три уровня управляемых объектов:

·      человек (в проявлениях его сознания, поведения, трудовой активности);

·      коллективы и объединения людей;

·      общество в целом, его социальные  образования, отношения, связи и процессы.

К управляемым со стороны государства объектам, как трактует Атаманчук Г.В., относятся виды деятельности и социальные роли, которые непосредственно связаны с воспроизводством материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей.

Атаманчуком Г.В. выделено пять свойств управляемых объектов:

1) самоактивность как способность к самодвижению, которая может выражаться в разных формах (преобразовании окружающих условий, установлении взаимодействия с ее представителями);

2) целенаправленный характер самоактивности;

3) адаптация к изменяющимся условиям;

4) способность к самоуправлению (сознательному саморегулированию как реакции на насущные жизненные потребности, вытекающие из общественной ситуации);

5) зависимость от объективных условий и факторов общественной жизнедеятельности [15].

В соответствии с основными сферами общества управляемые объекты подразделяются на экономические, социальные и духовные.

Социальные управляемые объекты тесно связаны с экономическими управляемыми объектами.

К числу критериев сложности управленческих задач следует отнести количество управляемых объектов, их характер (степень однородности или разнообразия). Управляемые объекты имеют общественный характер, так как связаны с производством и потреблением общественных ценностей. Они нуждаются в юридическом определении порядка формирования, общественного статуса, процедур общественной подотчетности, контроля.  Очевидно, что чем выше степень разнообразия объектов управления, тем сложнее управленческие задачи. Нельзя не принять во внимание и степень ресурсного обеспечения (стабильная, нестабильная).

Если анализировать управленческие задачи в разрезе общих функций управления, то к числу задач средней сложности, имеющих стандартный алгоритм решения, надо отнести организацию контроля, анализа, стимулирования результатов эффективного труда.

К числу задач более высокой сложности с учетом ответственности за возможные последствия следует отнести, например, такие, как оценка и принятие решений о приоритетах, программах социально-экономического развития, программ антикризисного управления и т.п.

 

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сompetencii.ru  2013 E-Mail: sagib@ro.ru